Испанский художник и театральный дизайнер, яркий представитель сюрреализма. Эстебан Франсес провел юность в Барселоне, но с началом Второй мировой войны переехал в Аргентину и стал одним из первых сюрреалистов в Южной Америке. В США художник присоединился к группе европейских сюрреалистов, возглавляемой Андре Бретоном. Испанский живописец тесно общался с Максом Эрнстом, Ивом Танги и Сальвадором Дали, но особые отношения связывали его с каталонской художницей Ремедиос Варо, которая была его возлюбленной и верным другом.
В своих сюрреалистических работах художник использовал автоматизм, который позволял воспроизводить на холсте спонтанные мысли, вспоминания и фантазии без воздействия разума и логики. Франсес часто использовал технику граттаж, процарапывая рисунок на заранее покрытой краской поверхности, благодаря чему возникают необычные и непредсказуемые эффекты. Картины испанского художника отличает яркость, фактурность и неординарность образов, которые словно возникают из странных сновидений и запутанных воспоминаний.
Современникам Эстебан Франсес был широко известен как автор сценографии к постановкам американского балета. Сотрудничество художника с российским хореографом Джорджем Баланчиным продлилось двадцать лет, на протяжении которых были созданы не только тысячи ярких театральных образов, но и разработан совершенно новый подход к традиционному искусству оформления балета.
Ключевые идеи:
— Картины художника, созданные при помощи канонического для сюрреализма «автоматического письма», похожи на фантастические вселенные, населенными странными и непонятными существами. Биоморфные конструкции и причудливые цветовые пятна заполняют практически всю поверхность полотна.
— Художника всегда интересовали природные явления, особенно такие неукротимые стихии, как ураган, буря, пожар. Во время пребывания в Мексике Э. Франсес стал свидетелем извержения одного из вулканов: раскаленные потоки лавы, медленно текущие и бесконечно меняющие свою форму, произвели на него неизгладимое впечатление. В картинах художника появились ярко-красные поверхности с текучей фактурой, напоминающей лаву.
— Э. Франсес часто изображал различных животных в своих произведениях. Наиболее излюбленными персонажами были быки, вороны, петухи и лошади, обычно странно деформированные, агрессивные, с острыми когтями, рогами и клювами.
— Атмосфера сюрреалистических картин Эстебана Франсеса отличается напряженностью, динамикой и большим энергетическим посылом. Герои картин находятся в постоянном движении, которое, как вихрь или ураган, перемещает их по кругу и растягивает их реальные формы. Насыщенные цвета, особенно пурпурно-красный, который очень любил художник, придают его произведениям еще больший накал.
— Ближе к концу своей творческой карьеры Франсес кардинально изменил отработанный годами живописный стиль. Его работы пробрели более четкие и плавные линии, в них появились реальные человеческие фигуры, а фантастические образы сменились более приземленными. Эстетика этих поздних работ была близка к стилю модерн, в то время как сюжеты наполнены аллегориями и загадками и вызывают неоднозначные трактовки.