Эрнст Барлах - SKETCHLINE

назад

1870 - 1938

Эрнст Барлах

описание

Немецкий скульптор, гравер, график и писатель-драматург. Художник, работавший в фигуративном искусстве, считается ярким представителем позднего экспрессионизма, тесно связанным с традиционной готикой немецкого средневековья.
Творчество Э. Барлаха с 1910-ых годов обрело большой публицистический размах. Он постоянно апеллировал к сознанию человечества, стремясь обнажить в работах остроту и глубину проблем современности. Ему присущи, как и экспрессионизму в целом, высокие духовно-этические идеалы.

Бертольт Брехт, причисляя Э. Барлаха к величайшим скульпторам, когда-либо работавшим в стране, оценивал произведения следующей формулой: «Красота без приукрашивания. Величие без морализаторства. Гармония без лоска. Сила жизни без жестокости».
В 1930-1931 годах к 60-летию мастера прошли крупные выставки в городах Германии, в Эссене, Венеции, Нью-Йорке, Цюрихе, Париже. Факт такого широкого признания не помешал нацистам устраивать травлю на художника, ставшего «внутренним эмигрантом». Он продолжал творить вещи, вызывавшие ненависть у властей и фундаменталистски настроенной публики.

Его пьесы запрещались к показу, скульптуры изымались из общественных коллекций и уничтожались как «вырожденческое искусство». В прессе писалось «надеемся, что все следы его ужасающих произведений будут убраны», самого скульптора называли не иначе как «антинемцем» и «полуидиотом». Однако Барлах, отказавшись от членства в Академии искусств, решил не уезжать из страны, до конца отстаивая право на свободное
творчество.

В послевоенное время в обоих немецких государствах были созданы музеи Барлаха – в городе Гюстрове ( ГДР) и в Гамбурге ( ФРГ). Вблизи Гюстрова было сооружено отдельное музейное здание, где хранятся около 400 скульптур, около 2 тыс. набросков и рукописей творца. Активно действующим является «Общество Эрнста Барлаха».

Ключевые идеи:

— Искусствоведы, сопоставляя пластику Э. Барлаха с произведениями «классических» немецких экспрессионистов из Дрезденской группы «Мост» и Мюнхенского «Синего всадника», находят, в что и творческий метод , и мироощущение этого мастера существенно отличаются в сторону большего реализма формы и большей духовности.

— Первая серия, сделавшая Барлаха известным в Германии, отражает следование канонам Ар нуво (югендстиля) — массы предельно обобщены и текучи, контуры фигур плавные. Но произведения уже этого цикла, созданного после поездки на Харьковщину, заряжены особой энергией чувства. Это придает им качества монументальности, хотя их размер — несколько десятков сантиметров. Крестьяне и нищие изображены расслабленными, они не страдают. В целом это образы светлые.

— В 1910-годы логика творческого развития заставляет Барлаха покинуть Ар нуво и перейти в стан экспрессионизма. Проблемы онтологического трагизма жизни и романтическое проживание германской старины (именно в это время Барлах много ездит по Германии) – основа его нового искусства, связанного с родным средневековьем.

— Готический (с этим самоопределением Барлаха специалисты согласны) экспрессионизм приводит манеру скульптора к большой динамике фигур, аффекту в выражении лиц. Движения он фиксирует не просто в их высших точках, а в самых крайних. Складки одежды, оформление рук и ног – резкое, ломкое. Эти черты усилились после того, как уже немолодой Барлах, поддавшись всеобщему патриотическому возбуждению, записался в пехоту добровольцем. После нескольких месяцев фронта он возненавидел всякое насилие, к которому чаще всего ведет «государственный патриотизм».

Эрнст Барлах

Они повлияли

течение

Экспрессионизм

Кубизм

Модерн

друзья

Эрнст Кирхнер

Бруно Пауль

художники

Роберт Дитц

Он повлиял

течение

Постэкспрессионизм

друзья

Кете Кольвиц

художники

Петер Вайс

Людвиг ван дер Роэ

описание

Материалы: бронза. Местонахождение: Дом-музей Э. Барлаха, Гамбург (Германия).

1932

описание

Материалы: бронза. Местонахождение: находится в монастырском дворе Ратцебургского собора, Гюстров (Германия).

1930

описание

Материалы: бронза. Местонахождение: находится в кафедральном соборе Магдебурга (Германия).

1928 - 1929

описание

Материалы: бронза. Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк (США).

1928

описание

Материалы: бронза. Местонахождение: находится в церкви Святого Николая в г. Киля (Германия).

1927 - 1928

описание

Материалы: бронза. Местонахождение: находится в соборе города Гюстрова (Германия).

1927

описание

Материалы: бронза. Местонахождение: находится в Доме-музее Э. Барлаха, Гамбург (Германия).

1924

описание

Материалы: бронза. Местонахождение: находится в Музее изящных искусств, Лейпцига (Германия).

1920

описание

Материалы: бронза. Местонахождение: находится в Доме-музее Э. Барлаха, Гамбург (Германия).

1914

описание

Материалы: фарфор. Местонахождение: находится в Международном музее фарфора в городе Weiden (Германия).

1906