Эрих Хеккель - SKETCHLINE

назад

1883 - 1970

Эрих Хеккель

описание

Немецкий художник-новатор, график, гравер и скульптор, соучредитель первого немецкого экспрессионистического объединения «Die Brücke» («Мост», Дрезден-Берлин).

Еще в средней школе подружился с будущим художником Карлом Шмидтом и вместе с учениками-единомышленниками организовал сообщество «Вулкан». Это сообщество вело дискуссии по теории искусства и по произведениям любимых авторов (Ницше, Достоевский и др.)

Само название группы Die Brucke ясно говорило о желании художников создать мост между прошлым и настоящим искусством. Однако они задекларировали также создание новых способов художественного выражения. Таким образом, заимствуя что-то у старых мастеров немецкого Возрождения (Дюрер, Грюневальд, Кранах Старший и др.), беря что-то у символизма, модерна и особенно у фовизма, опираясь при этом на первобытное искусство, Эрих Хеккель и его коллеги продвинули всю историю европейского (да и мирового) изобразительного искусства к синтезу очень разных стилей.

Искусство «Моста» и Э. Хеккеля в очень большой степени возрождало традиции поздней немецкой готики – в частности, гравюры на дереве. Таким образом, движение способствовало процессу, сделавшему гравюру мощным средством самовыражения многих мастеров в 20 столетии.

Творчество Э. Хеккеля в 1937 году было отнесено к «дегенеративному», почти 730 произведений конфискованы из немецких галерей и музеев, а в 1944 бомбы уничтожили его студию в Берлине. Работы мастера есть в большинстве крупных музеев Германии, в галереях США и других стран, большая коллекция гравюр Хеккеля (свыше 40) находится в музее Метрополитен, Нью-Йорк.

Ключевые идеи:

— Как и другие художники-основатели экспрессионизма, Эрих Хеккель стремился создать аутентичное искусство, которое было бы не похожим ни на традиционную живопись, ни на доминирующие в то время школы импрессионизма. Его произведения, разнообразные по тематике (человеческая фигура, пейзаж, портрет, натюрморт) выполнялись в упрощенном стиле с акцентом на смелые очертания и крупные цветные плоскости.

— Художники «Моста» писали в районе моритцбургских озер — там сформировался их уникальный стиль. Словно в озарении, Хеккель и его товарищи сильно разводили масляные краски и широкими, смелыми мазками легко наносили их на холст. Быстро создав цветовые плоскости, художник набрасывал основные очертания, искажая форму, игнорируя перспективу ради передачи своих чувств и незамедлительного воздействия на зрителя.

— Картины строились на цветовых блоках, почти без переходных тонов, как будто автор опасался, что вдохновение уйдет раньше, чем он закончит работу, и навсегда будет потеряно. Словно передавая стремление всё и сразу выразить в красках — богатство и радость жизни, сиюминутное настроение, любовь и ненависть — за внимание зрителя «сражаются» неожиданные элементы, а тела людей имеют нечто вроде «боевой раскраски» с чудовищными синими или зелеными лицами, оранжевыми губами и проч.

— Хекель скоро понял, что живопись, родившаяся в студии «от инстинкта», не может вести к открытию новых форм. Нужен был опыт природы в ее первоначальном состоянии. Он ездил то в Дангаст, то к озерам, то на Балтику, всюду обращая внимание на разнообразие ландшафта, смену времен года, а также на поведение людей в их стремлениях, радостях и страданиях. Это привело к разработке более грандиозного и более индивидуального стиля. Прежде всего, его живопись стремилась выразить и отразить чувства человека, для чего он использовал сильные, насыщенные цвета. В частности, в его шедевре «Парусные суда в гавани» сопоставляются паруса глубокого оранжевого цвета с богатым зеленым участком и розовым пляжем.

— Позже, после распада группы, краски Хеккеля стали менее интенсивны, с переходом на пастельные тона. Само настроение жизни стало меланхоличным, и он подчинил ему цвета своей палитры. Он все больше интересовался формальной живописной композицией, часто фокусировался на темах болезни и самоанализа, как это видно в триптихе «Женщина». Он писал графику с угловатыми геометрическими формами и искаженным пространством, подтверждая увлечение африканской скульптурой и раскрывая свой новый интерес к элементам кубизма.

— Художники «Моста», и прежде всего Э. Хеккель, помогли возродить традиции гравюры по дереву в Германии и Европе. Они ценили ее способность передавать грубые, спонтанные линии, сочетали их со смелым цветом и плоскостной манерой изображения. Хеккель, самый плодовитый в этой технике, создавал плакаты и приглашения на выставки, целую «деревенскую» серию («Спящая невеста», 1908 и др.). Наследуя приемы создания «примитивной» скульптуры «диких» народов, Хеккель выполнилл ряд деревянных изображений («Крадущаяся девушка », 1912 и др.)

Эрих Хеккель

Они повлияли

течение

Постимпрессионизм

Фовизм

друзья

Франц Марк

Карл Шмидт-Ротлуф

Эрнст Людвиг Кирхнер

Вильгельм Крайс

Фейнингер Лионель

Макс Бе́кман

Джеймс Энсор

художники

Эдвард Мунк

Анри Матисс

Винсент Ван Гог

Поль Гоген

Он повлиял

течение

Экспрессионизм

друзья

Франц Марк

Август Макке

художники

Кес ван Донген

описание

Материалы: дерево. Местонахождение: Музей Саарланда, Саарбрюккен, Германия.

1919

описание

Материалы: акварель, гуашь, карандаш, бумага. Местонахождение: Национальная галерея, Берлин, Германия.

1919

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Художественный музей Мюнхена, Германия.

1913

описание

Материалы: масло, холст, энкаустика. Местонахождение: Художественный музей Сент-Луиса, США.

1912 - 1913

описание

Материалы: дерево. Местонахождение: Художественная галерея Йельского университета, США.

1911

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Немецкий национальный музей, Нюрнберг.

1909

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Национальный музей, Кардифф, Великобритания.

1909

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1908

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания.

1907