Эндрю Майкл Дасбург родился 4 мая 1887 года в Париже.
1887 - 1979
Американский живописец и график, один из первых представителей кубизма в стране.
В раннем детстве будущий художник пережил опасную болезнь, которая надолго приковала его к постели и сделала инвалидом. Во время долгого процесса восстановления юный Дасбург увлекся рисованием, которое и стало в будущем его профессией.
В течение шестидесяти лет Эндрю Дасбург жил и творил в Нью-Мексико, став выдающимся модернистом юго-запада и посвятив этому краю огромное количество своих работ. Чаще всего художник писал натюрморты и пейзажи, изображающие природу и архитектуру юго-запада США. Студент Роберта Генри, получивший образование в Париже и лично знакомый с Анри Матиссом, художник принимал участие в знаменитом «Армори шоу» 1913 года («Оруужейная выставка»), где его работы были названы «дерзкими экспериментами» в живописи. Несмотря на жесткую критику и непонимание со стороны многих коллег, Дасбург сумел добиться большой популярности, о чем свидетельствуют победы в нескольких художественных конкурсах и получение престижной премии Гуггенхайма в 1932 году. Журнал «Arts», разместивший на своих страницах статью о художнике в 1924 году, так описывал его работы «Ландшафты Дасбурга имеют подлинность места, воплощенного в них очень достоверно, и должны быть признаны, несомненно, одними из лучших его картин». Будучи активным членом сообщества американских художников и талантливым преподавателем, Эндрю Дасбург внес большой вклад в развитие современной живописи Соединенных Штатов.
Ключевые идеи:
Творчество Дасбурга представляет собой оригинальное сочетание европейской художественной традиции с атмосферой американской провинции и собственной интерпретацией кубизма.
Работая в манере кубизма, он добавлял к упрощенной геометрической структуре извилистые линии и смелые, контрастные цветовые пятна.
Палитра Дасбурга отличается яркими, насыщенными красками, в основном терракотовых, коричневых и зеленоватых оттенков, благодаря чему его картины гармоничны, излучают ощутимое тепло и жизненную энергию.
Отличительная особенность творчества автора — мерцающие эффекты света в изображении природы, которых он добивался путем использования мягко переходящих друг в друга цветов и тщательной проработки воздушной атмосферы.
Многие искусствоведы связывают имя Дасбурга с популярным в то время течением синхромистов, которые пытались сделать живопись более «музыкальной» с помощью ярких «перетекающих» друг в друга красок и динамичных форм. В нескольких работах художник действительно был близок к чистой цветовой абстракции. Но уже после 1918 года начал работать в собственном стиле, для которого характерны строгая структура и, хоть и очень схематичное, но все же реальное отображение окружающей действительности.
1887
1902
1908
1910
1915
1918
1920
1930
1950
1979
Эндрю Майкл Дасбург родился 4 мая 1887 года в Париже.
По совету одного из его учителей в средней школе, который разглядел незаурядный талант мальчика, поступил на курсы Лиги студентов искусств. Преподавание в заведении велось традиционным способом, и студенты много времени проводили за копированием произведений классиков и воспроизведением натуры. Очень скоро такое обучение перестало удовлетворять молодого Дасбурга, и он перешел в Нью-Йоркскую художественную школу, где преподавал знаменитый Р. Генри. Под руководством нового наставника художник начал делать первые шаги в модернистском искусстве.
Отправился в Париж – всемирную столицу искусства, диктующую моду всему миру. Во Франции Дасбург познакомился с творчеством многих известных художников, в том числе Матисса, Пикассо и Сезанна, который оказал на него наибольшее влияние. Здесь художник также общался со своими соотечественниками, которые приезжали в Париж для обучения живописи. Во время поездки в Лондон в 1909 году он женился на скульпторе Грейс Мотт Джонсон – современной прогрессивной женщине, придерживающейся феминистских взглядов.
Вернулся в Соединенные Штаты и в течение следующих нескольких лет жил и работал в Вудстоке. Художник стал участником Сообщества американских художников, начал преподавательскую деятельность и активно работал над исследованием значения цвета и формы в живописи. В это период Дасбург написал кубистские полотна, четыре из которых были представлены на знаменитой «Оружейной выставке» в 1913 году. Несмотря на довольно резкую критику, Дасбург продолжал работать в избранном направлении и участвовал вместе с другими модернистами в выставке знаменитой «291 галереи» Альфреда Штиглица.
Начал работать в стиле, приближенном к полной абстракции. Художник сотрудничал с Морганом Расселом, который разработал собственный стиль абстракции – синхромизм, элементы которого появлялись в картинах Дасбурга этого периода. В 1917 году он продолжал преподавать искусство в Вудстоке и в Нью-Йорке.
По приглашению своих друзей впервые посетил Таос, штат Нью-Мексико, где работал с января по май. Эта поездка оказала решающее влияние на карьеру художника, который решил поселиться в художественной колонии Таоса. Дасбург выработал собственный оригинальный стиль в живописи, в котором творил до конца своих дней. Художник был очарован простой жизнью местных жителей, необыкновенными горными пейзажами, пустынными равнинами и деревнями региона. Его стиль постепенно стал более личностным, передавая взгляд художника на внутреннюю силу природы и ее истоки.
Продолжал активно творить и создал большое количество пейзажей юго-запада Америки. Художник участвовал во многих выставках, в том числе в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Нью-Мексико. Продолжал преподавательскую деятельность. В это время Дасбург начал интересоваться жизнью коренного населения Америки и в его работах появилась индейская тематика.
Написал несколько статей об искусстве, принимал участие в двух выставках в Галерее Уитни в Нью-Йорке и в других выставках по всей стране. В 1932 году стал лауреатом премии Гуггенхайма, а в 1936 году в издании «Арт Дайджест» была опубликована статья Дасбурга «Прибытие эпохи».
В течение 20 лет получал разные престижные премии, в том числе был награжден грантом в размере десяти тысяч долларов от Фонда Г. Форда. Американская федерация искусств организовала передвижную персональную выставку Дасбурга. В 1975 году по просьбе губернатора Санта-Фе состоялась ретроспективная выставка художника.
Умер художник 13 августа 1979 года в Таосе, Нью-Мексико.