Эмилио Джузеппе Доссена - SKETCHLINE

назад

1903 - 1987

Эмилио Джузеппе Доссена

описание

Итальянский живописец, скульптор, талантливый реставратор и поэт, некоторое время работавший в Америке (Нью-Йорк).

Доссена родился в небольшой деревне Лодиджано в итальянской коммуне Кэвенэго д’Адде, Ломбардия. Мальчику было 12, когда умер отец многочисленного и в основном малолетнего семейства. Вместе со старшим 14-летним братом Джузепе содержал братьев и сестер. И только когда все они обзавелись семьями, он смог жениться и заняться изобразительным искусством.

Художник внес значительный вклад в развитие таких направлений итальянского искусства, как неоимпрессионизм и экспрессионизм. Имел успех и признание при жизни, состоял членом нескольких академий и творческих ассоциаций, награждался престижными премиями Италии и США как в области изобразительного искусства, так и литературы.

Ключевые идеи:

— Начав карьеру живописца с импрессионизма, рисуя в основном свои впечатления от реальности, Джузеппе Доссена пользовался мягкой палитрой, отражающей застенчивость его характера, которая проявлялась и в творчестве. Это легко обнаружить в ранних работах, написанных до 1950-х годов. На его полотнах присутствуют оттенки коричневого, бордового, других в основном теплых и спокойных тонов.

— Промышленная революция, а также послевоенный экономический бум повлияли на характер мазка художника — он стал более энергичным, более мощно передающим впечатления. При этом Доссена сохранял привязанность к реализму, который сопровождал художника практически всю его художественную карьеру, пока он не обратится на короткое время к неоэкспрессионизму, близкому к абстрактной живописи. Работы расцвечиваются зеленью и ярким синим, используемыми в «чистом» виде. Так в течение 1950-х годов, сохраняя свой стилистический выбор и все еще обеспечивая необходимые ограничения и контроль над своими композициями, он перешел на более смелую яркую палитру и открыл для себя новые возможности.

— В свой Нью-Йоркский период, начавшийся в 1970-е годы, художник еще больше увлекся экспрессионизмом, стал создавать композиции с более упрощенными формами и уже не придерживался структурных ограничений. Новые тенденции были неизбежны для творца, оказавшегося далеко от своей страны. Формы, схваченные, как и раньше, в длительном исследовании натуры, теперь содержали сильные эмоции и интерпретировались с особой выразительностью. Влиятельный искусствовед Д. Хол, точно заметила, что: «работы в богатом, утвердительном цвете» передают «чувство нервной энергии». Форма становится лишь предлогом для выражения цвета, а их слияние — выражением эмоций художника, почти освобожденным от условностей, что видно в искажении перспективы и очертаний предметов.

— Художник использует всю свою энергию, усиленную ненавистью к «механическому» Нью-Йорку, чтобы создать работы, единственной целью которых является выразить потребность снова видеть свою Италию. Так неоэкспрессионизм стал естественной эволюцией, вызванной влиянием Нью-Йорка.

— Возвратившись на родину, художник вернулся к импрессионистским приемам, хотя тенденция к более агрессивной обработке цвета осталась. И прав был американский критик, что «блестящий колорист, он (Доссена) приносит холсту свет природы и радость жизни. Работы, богатые плотностью, оживленные, беспокойные и в то же время имеют особую тонкую нежность…». Это подтверждается и последней картиной художника, пока лейкемия не отобрала у него силы держать кисти – на ней изображен внук Уильям.

Эмилио Джузеппе Доссена

Они повлияли

течение

Импрессионизм

Постимпрессионизм

друзья

Алиги Сассу

Доменико Кантаторе

Умберто Лиллони

Он повлиял

течение

Неоэкспрессионизм

друзья

Эрнесто Треккани

Ренато Гуттузо

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Собственность Тициано Томаса Доссена, США.

1980

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1976

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.