Украинская художница-самоучка, график и мастер декоративной народной живописи, Народный художник Украины (1956), яркая представительница наивного искусства.
Творчество сельской художницы относится к высоким достижениям культуры Украины в 20 веке, предмет исследования искусствоведов. В Яготинском историко-краеведческом музее организованы две экспозиции: живописное и графическое наследие Билокур; большой зал Государственного музея украинского народного декоративного искусства посвящен ее творениям. В 1980 г. вышел телеспектакль «Катерина Билокур», в 1983 композитор Л. Дичко создала одноименный балет, в 1986 снято документальное кино «Волшебный мир Белокур», в 1989 — художественная двухсерийная кинолента «Буйная», в 2009 — спектакль «Два цветка цвета индиго» поставил театр Франко. В 1990 г. учреждена ежегодная премия имени Е.В. Билокур, вручаемая в день Святой Екатерины.
Ключевые идеи:
— Свое призвание Е. Билокур осознала подростком. Способную девочку, самостоятельно научившуюся чтению и письму, небедная семья решила не отдавать в школу в целях экономии. Это обстоятельство не позволило ей поступить в специализированное учебное заведение. Желание рисовать было сильно настолько, что рисунки углем уже не удовлетворяли ее, и Катя тайком готовила краски из свеклы, череды и других растений. Преодолевая запреты, снося родительские побои и насмешки односельчан, она писала жизнерадостные композиции. Любимую сезонную натуру – цветы она имела перед собой всегда в живом виде, никогда не срезая. Удивительные сочетания в одной картине весенних, летних и осенних растений и плодов получались в результате работы над картиной в течение нескольких месяцев.
— Художница работала самозабвенно, однако не спешила. К примеру, шесть цветов георгина на полотне «Колхозное поле» она выписывала три недели, зато осталась довольна ими. Обычно она заполнял всю основу элементами композиции, словно стараясь использовать все уголки холста. При этом к симметрии не стремилась, даже если это был орнаментальный сюжет.
— Карандашом и акварелью мастер работала нечасто – ее привлекала сочность масляной живописи. Даже названия — кобальт, киноварь, ультрамарин — казались ей чудесными. Она сама делала кисточки, выбирая волоски одинаковой длины хвоста кошки, причем для каждой краски предназначалась своя кисточка.
— Кроме цветов, Екатерина написала немало натюрмортов. Обилие, сочность плодов и большие хлеба особенно впечатляет в связи с большими продуктовыми проблемами в Украине в эти десятилетия. В двух поздних вариантах «Царь-колоса», написанных взамен украденного в Париже подлинника, Катерине, по ее признанию, не удалось нарисовать колоски так, как в голодном 1947-ом.
— Как автор пейзажей, Билокур использовала акварель и более монохромную гамму, вкладывала особую нежность в изображение родной Богдановки и своей хаты.
— В портретном жанре Екатерина близка к реалистичной графике и живописи. Она изображает полные достоинства фигуры, спокойно-взвешенные и задумчивые лица. Подчеркнуто честными видятся автопортреты. Старая женщина в ватнике и платке, завязанном «по-селянски», проникновенно смотрит с карандашных автопортретов акцентировано выразительными глазами, а в них — и сила ее характера, и работа мысли, и немалая доля грусти.
— Мечта художницы написать «картину-сказку», на которой были бы аисты, несущие ребёнка, встречала непонимание окружающих, ждавших от мастера изумительно-живых цветов. И она «заперла» свою мечту в комнате-мастерской, куда никого не впускала.