Эдуардо Паолоцци – шотландский художник, дизайнер и скульптор итальянского происхождения, чье творчество охватывает самые различные сферы изобразительного искусства, начиная от масштабных скульптур и заканчивая дизайном тканей и обоев. Как художник-новатор, Паолоцци всегда искал в искусстве чего-то свежего, еще неизведанного. Из-за его неутолимой жажды перемен и постоянных экспериментов его творчество неоднородно и напоминает пеструю мозаику, состоящую из разных стилей, мотивов, жанров и направлений.
С детства Эдуардо Паолоцци питал страсть к коллекционированию различных интересных предметов: открыток, упаковок от разных товаров, вырезок из журналов и газет. Многие из них демонстрировали далекий от Шотландии американский стиль жизни, радостный и беззаботный. Именно Паолоцци первым использовал популярные образы массовой культуры в искусстве, создавая красочные коллажи. Такие мастера, как Ричард Гамильтон и Питер Блейк развили его идеи, превратив оригинальные находки Паолоцци в совершенно новый, альтернативный всем существующим направлениям, стиль поп-арт, ставший важнейшим стилем в искусстве 20 века, как в Европе, так и США.
Несмотря на актуальность и перспективность поп-арта, Эдуардо Паолоцци не стал развиваться в данном направлении, оставив эту возможность другим художникам. Увлеченный идеями технологического прогресса, он создавал скульптуры, объединяющие различные механизмы с человеческим телом, исследуя таким творческим образом взаимодействие машины и ее создателя. Самые известные его произведения, которые украшают улицы Лондона, Эдинбурга, Мюнхена и других европейских городов, относятся именно к этой тематике. За их оригинальное сочетание истории и современности, скульптуры Эдуардо Паолоцци часто называют «тотемами технологического века».
Ключевые идеи:
— Творчество Эдуардо Паолоцци берет истоки из кубизма и сюрреализма. В своих ранних работах он старался объединить эти два направления, используя предметы, не связанные друг с другом тематически, как это делали сюрреалисты, и помещая их в пространство кубистского геометрического коллажа.
— С раннего детства будущий художник интересовался американской культурой, что наложило заметный отпечаток на его творчество. Стиль жизни в США привлекал его своей красочностью, беззаботностью, яркими образами мультипликации, рекламы и кино.
— Во время своего двухлетнего пребывания в Париже Эдуардо Паолоцци познакомился с такими выдающимися мастерами, как К. Бранкузи, А. Джакометти, Ж. Арп и Дюбюффе, которые открыли для него авангардное европейское искусство. Вернувшись в Британию, Паолоцци стал настоящим новатором, так как в Лондоне в то время было распространено более традиционное искусство. Он примкнул к «Группе Независимых» — объединению молодых художников, дизайнеров и скульпторов — и скоро стал одним из ее лидеров. Его лекция под названием «Bunk!», во время которой он продемонстрировал слайды со своими необычными коллажами, способствовала настоящему прорыву в английском авангардном искусстве.
— Характерная черта творчества художника – объединение человеческого тела и деталей разных механизмов. Эдуардо Паолоцци искренне верил, что технологии и искусство должны идти рука об руку, а не соперничать, и самая важная роль в продвижении этой идеи принадлежит художнику. Он использовал в своих скульптурах самые различные механические изделия — шестерни, болты, гайки и целые части машин, что придавало фигурам сходство с фантастическим роботами.
— В своем творчестве Эдуардо Паолоцци использовал принцип «все пригодится». Это означало, что для создания произведения искусства подойдут любые вещи. В коллажах, скульптурах, декоративных панно и мозаиках художника, кроме излюбленных болтов и гаек, можно найти все что угодно: веревки и иголки, старую посуду и детские игрушки. Даже если он работал в плоской живописной технике или шелкографии, такими объектами становились изображения, вырванные из контекста, и помещенные в условное пространство картины.