Джон Кейн - SKETCHLINE

назад

1860 - 1934

Джон Кейн

описание

Американский художник-самоучка ирландского происхождения.

Стал первым представителем наивного искусства (американский аналог названия стиля — «искусство аутсайдеров»), еще при жизни признанным художественной элитой Америки, а затем стал известен и в мире. Кейн вошел в историю мирового изобразительного искусства мощным по силе воздействия на зрителя автопортретом и своими пейзажными картинами промышленного Питтсбурга. Произведения художника принадлежат нескольким крупным музеям Америки (к примеру, Метрополитен, Нью-Йорк). Высокая оценка его творчества профессиональными художниками сыграла особую роль в развитии американской живописи и проложила дорогу к признанию других самоучек.

Ключевые идеи:

— Собственную уникальную технику Джон Кейн выработал, рисуя пейзажи и сюжеты на стенах вагонов во время обеденного перерыва. Потом рабочий по окраске вагонов придавал им заданный цвет – и картины исчезали навсегда. В его распоряжении были лишь три цвета, и он учился получать оттенки, существующие под солнцем, добавляя черную или белую краски. Став состоятельным настолько, что мог покупать художественные краски, он остался верен своей технологии и до конца жизни не пользовался готовой цветовой палитрой.

— Убежденный, что «Всевышний находит путь помочь тем, кто занимается искусством», он нашел применение своему призванию, раскрашивания за плату фотографии небогатых горожан. Вспоминая этот опыт, Кейн создавал позже живописные «портреты» домов, чтобы продавать их жильцам. Изображая каменные здания и церкви, он тщательно выписывал каждый кирпич, а создавая пейзажи – переносил на картину реальные зеленые холмы Пенсильвании. На вопрос почему он запечатлевает на картинах именно Питтсбург – город на то время не очень привлекательный, художник отвечал: «Я строил его фабрики, заводы, мостил его улицы, плавил его сталь, красил его дома. Почему же я не должен его рисовать? Это мой город».

— Полотно “Panther Hollow, Pittsburgh” показательно в этой связи – оно притягивает взгляд, будит воображение, поскольку зрителю передается тот восторг, который охватил художника, когда в возрасте 70 лет он смог оставить тяжелую работу и наслаждаться любимым занятием. Кейн восхищен красотой окружающего мира и способен уловить мельчайшие детали – камни булыжной мостовой, железнодорожные пути, коров, пасущихся на зеленом лугу. Это произведение, считают искусствоведы, неотразимо из-за своей прямоты и искренности в понимании индустриального пейзажа. Сам Дж. Кейн выразил это словами: «Красота – это любовь в отображении, как правда –любовь в мыслях. Искусство объединяет их в единое целое».

— Наиболее известной работой Кейна признан «Автопортрет» 1929 года. На фоне высокого свода византийской арки вырисовывается образ статного мужчины со сложенными в жесте смирения рабочими руками. Главное притяжение картины – глаза, что в мир смотрят с убежденностью человека, уверенного в своем призвании.

Джон Кейн

Они повлияли

течение

Ренессанс

Искусство Средневековья

друзья

Эндрю Майкл Дасбург

художники

Джон Уайт Александер

Он повлиял

течение

Кубизм

друзья

Эндрю Майкл Дасбург

художники

Гораций Пиппин

Анна Мария Робертсон-Мозес

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей искусств Карнеги, Питтсбург, Пенсильвания.

1933 - 1934

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Институт Мансон-Уильямс-Проктор, Ютика, Нью-Йорк.

1933

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Галерея американского искусства Addison, Андовер, США.

1932

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

1932

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

1933

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Детройтский институт искусств, США.

1930

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

1929

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1928

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

1928