Дэвид Салле – американский художник, фотограф, сценический дизайнер, автор оригинальных картин-коллажей, основанных на эстетике поп-арта. Как и многие художники его поколения, вдохновение для своего богатого визуального языка он черпал из известных произведений искусства, произвольно добавляя в них элементы рекламы и повседневной культуры. Оригинальны также приемы Дэвида Салле в современном графическом дизайне.
Имя художника стало известным с середины 1980-ых годов. Его картины, наполненные юмором, театральностью и эротизмом, многогранны и содержат большое количество культурных ссылок. В работах Дэвида Салле можно найти упоминания произведений таких классиков, как Веласкес и Бернини, аллюзии на темы постимпрессионистов Сезанна и Джакометти, мотивы сюрреалиста Магритта, а также яркие образы американского послевоенного искусства.
Почти фотографическая точность образов на картинах Д. Салле, которая парадоксальным образом создает ощущение нереальности, захватывает дух. Чем дольше смотришь на произведения мастера, тем находишь больше и больше интересных деталей, намеков и параллелей. Создавая свои произведения, художник действует интуитивно, что делает его работы близкими к сюрреализму и к классическому экспрессионизму.
Дэвид Салле известен не только как художник, но и как авторитетный арт-критик и теоретик искусства. По мнению художника, любое живописное произведение должно быть создано, прежде всего, для народа, а вовсе не для «заумных» художественных критиков. Поэтому его работы направлены на то, чтоб в доступной и понятной форме донести до зрителя смысл произведений прошлых лет, подчеркнув их значение для современного искусства и тенденцию к преемственности.
Ключевые идеи:
— По способу подачи информации живописные работы Дэвида Салле напоминают коллажи. Но в них художник не просто свободно соединяет изображения, содержащие всяческие культурные ссылки. Он также помещает в одну плоскость различные техники, фактуры и стили рисования и живописного искусства.
— Мотивы и сюжеты самые разные — начиная от эпохи Возрождения и заканчивая современным фотореализмом. Так Д. Салле создает своеобразный диалог между разными культурными эпохами. Получившиеся эклектичные картины не имеют единой тематики, но побуждают зрителя надолго останавливаться перед ними, поэтапно изучая то, что автор зашифровал в своих произведениях.
— Для создания изображения Дэвид Салле часто использует фотографии. Он фотографирует модель в различных позах, а после этого выбирает из готовых снимков наиболее эффектные и воссоздает их на холсте при помощи масляных и акриловых красок. В процессе работы на основное изображение накладываются другие картинки, вызывающие определенные ассоциации в памяти художника.
— Большинство работ художника содержат внутри большого полотна меньшие картины, которые созданы в совершенной иной стилистике, тематике и цветовой гамме. По словам самого Салле, эти изображения возникают спонтанно, непосредственно во время работы над картиной, иногда даже после того, как большое полотно практически закончено. Наложенные поверх основного изображения, эти картинки придают ему глубину, четко разделяя двухмерное пространство картины на передний и задний планы.
— Начиная с 1990-ы годов, Дэвид Салле использует в своем творчестве прием искажения пространства. Он берет известные образы из мультфильмов и изменяет их, закручивая в вихревом потоке. Рядом с этим крутящимся ярким изображением художник помещает серьезные реалистичные образы, вызывая эффект разительного контраста, ощущение фантастичности, нереальности, эфемерности.
— Вихревой поток наложенных друг на друга изображений вызывает одновременно несколько ассоциаций, и зрителю кажется, что он смотрит в калейдоскоп, в котором отражаются случайные картинки. Но изображения на картинах Дэвида Салле далеко не случайны. Они имеют не всегда очевидные, но прочные связи, продиктованные культурной идентичностью, подсознанием, архетипическими образами. При этом сам автор отрицает наличие какого-либо сюжета и повествования в своих произведениях.