Давид Петрович Штеренберг родился 26 июля 1881 года в Житомире, Российская империя (сейчас Украина).
1881 - 1948
Крупный украинский живописец и график, один из основных представителей авангардного изобразительного искусства первой половины 20 столетия. Работал в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта и сюжетной картины. Давид Штеренберг был талантливым педагогом, среди его многочисленных учеников и последователей такие видные мастера, как А. А. Дейнека и др. Разносторонне одаренная личность и творец, он был художником книги, мастером театральной декорации.
Художник, опережая развитие новых стилей, разработал собственную теорию минимализма в натюрморте, в которой гармонично сочетались элементы примитивизма и кубизма. Он разработал и опубликовал программный трактат «Задачи современного искусства». Был удостоен звания заслуженного деятеля искусств СССР.
Заслуга мастера перед мировым искусством в том, что при полной солидарности с авангардным искусством, он отстаивал основополагающее значение станковой живописи в общем формировании новой эстетики 20 столетия.
Ключевые идеи:
— В ранних работах мастера, на которых сказывалось влияние импрессионизма, уже были отчетливо заметны фактурные искания и стремление изобразить объекты в движении.
— Увлечение проблемами фактуры и объёма привело художника от футуризма к кубизму. Решение задачи пошло по пути преодоления абстрактного формализма, который вел кубистов к деформации действительности. Картины Штеренберга, хоть и безусловно авангардистские, конкретны и изобразительны.
— Художник любил изображать предельно простые объекты: мыло, нож и вилка, керосиновая лампа, бутылки. В натюрморте предметов всегда мало – к примеру, две селёдки на простой тарелке, полбулки чёрного хлеба – это все.
— Мастер подчёркивал материал, из которого сделаны предметы, структуру их поверхности. Скудные и написанные грубой кистью вещи в голой пустоте фона подчёркнуто плоскостные, да и сам фон лишен пространственной глубины. При этом объединяет их обволакивающая атмосфера.
— Штеренберг нередко прибегал к рельефу — порой изображения сильно выступают от поверхности холста, возбуждая материально-конкретные осязательные ощущения. Эффект усиливается тем, что предметы у автора почти всегда «одинокие» — не соприкасаются друг с другом.
— В портретах художник себе верен: соединяет максимальное обобщение с вполне осязательной конкретностью образа, будь то тип пожилого крестьянина или сельской девочки («Аниська»).
— Благодаря скупым интерьерам и фонам, похожим на величественную пустоту (чаще холодную) Штеренберг, по мнению искусствоведа А. Эфроса, достиг «монументальности древней фрески».
1881
1906
1907
1912
1915
1917
1918
1919
1922
1924
1925
1930
1947
1948
Давид Петрович Штеренберг родился 26 июля 1881 года в Житомире, Российская империя (сейчас Украина).
Ученик фотографа был вынужден эмигрировать из Одессы в Вену как активный участник Бунда (Всеобщего еврейского рабочего союза в Литве, Польше, Российской империи).
Переехал в Париж, где занимался фототипией, учился живописи в Школе изящных искусств. Поселился в круглой башне, так называемом «Улье» (Ля Рюш) — многоугольном сооружении, напоминавшем цирк, где проживало и работало интернациональное сообщество бедных эмигрантов. Там Давид сблизился с художниками парижской школы Липшицем, Кислингом, Риверой, Шагалом, Альтманом.
Посещал занятия по живописи в академии А. Витти. Впитывал новейшие тенденции европейского искусства, участвовал в выставках Весеннего и Осеннего официальных парижских салонов и в показе Салона Независимых художников. Г. Аполлинер опубликовал статью о работах Штеренберга и Шагала.
Экспонировал свои работы в частной парижской галерее «Boutet Nouvel», познакомился с А. Луначарским, сыгравшим значительную роль в его судьбе после возвращения в Россию.
Вернулся в Россию (Житомир, Москва, Петербург). Был назначен заведующим Отделом ИЗО Наркомпроса.
В Москве прошла выставка членов Еврейского общества содействия искусству, в которой художник принимал участие вместе с Альтманом, Лисицким и Барановым-Россине. Опубликовал программное эссе «Задачи современного искусства». У художника родилась дочь Виолетта, ставшая впоследствии художницей.
Состоялась первая персональная выставка мастера в Житомире. Вскоре художник начал педагогическую деятельность во Всероссийских художественных свободных мастерских. Его учениками были А. Дейнека, А. Лабас, Ю. Пименов, А. Гончаров, П. Вильямс.
Совместная с Альтманом и Шагалом выставка произведений Штеренберга прошла в Москве. Художника назначили членом Комитета по зарубежным выставкам, он стал организатором, автором статьи к каталогу и экспонентом Первой русской художественной выставки (Берлин–Амстердам).
Участвовал в 14-й Международной выставке искусств (Венеция, биеннале); принципиально отказался вступить в ЛЕФ (левый фронт искусств), поскольку его члены отрицали станковое искусство. Примкнул к участникам объединения «Комфутов» (коммунистов-футуристов).
Стал основателем и руководителем «Общества станковистов» (ОСТ). Был директором советского раздела и экспонентом на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже.
Художник был удостоен звания заслуженного деятеля искусства. Вскоре у него родился сын Давид, ставший известным художником-живописцем и иллюстратором.
В творчестве мастера наметились черты нового живописного языка с драматическими интонациями — писал эскизы к «Библейским мотивам».
Художник умер 1 мая и был погребен на Ваганьковском кладбище.
течение
Импрессионизм
Фовизм
Примитивизм
Футуризм
Кубизм
друзья
Марк Шагал
Натан Исаевич Альтман
Эль Лисицкий
Жак Липшиц
Моисей Кислинг
Диего Ривера
художники
Поль Сезанн
Поль Гоген
Кес ван Донген
Владимир Давидович Баранов-Россине
течение
Примитивизм
друзья
Давид Штеренберг (сын)
Виолетта Штеренберг (дочь)
художники
Александр Дейнека
Юрий Пименов
Александр Лабас
Андрей Гончаров
Пётр Владимирович Вильямс