Брюс Науман родился в небольшом городке штата Индиана, однако семья инженера General Electric часто переезжала, и будущий художник получал первоначальное образование в школах разных городов.
1941
Американский современный скульптор-концептуалист и художник. Практика Брюса Наумана охватывает широкий спектр творческий интересов: перформанс и инсталляция, фотография и арт-видео, работы для средств массовой информации, для печати и промышленного производства. Во всех сферах проявляется увлечение художника природой общения, присущими языку проблемами и ролью художника как манипулятора визуальными символами через средства коммуникации.
Науман имеет многочисленные награды в нескольких областях художественной практики, почетную степень доктора искусств в институтах искусств Америки. Работы широко представлены по всему миру как часть экспозиций самых престижных музеев и галерей. Монументальное искусство Брюса Наумана вдохновило многих других художников во второй половине 20-го века и продолжает пользоваться спросом в 21-ом. В 2004 году журнал «Time» назвал его одним из 100 самых влиятельных людей в мире искусства. В 2006 году согласно рейтингу ресурса Artfacts.net Брюс Науман — номер один среди живущих художников.
Ключевые идеи:
— Творчество Брюса Наумана — вызов традиционному представлению о том, что живописец или скульптор обязан иметь один узнаваемый стиль. Со второй половины 1960-х, еще до получения диплома магистра искусств, художник создал большое количество работ в разных медиа. Их объединяет убежденность Наумана в том, что фактическое значение произведения важнее его эстетики;
— Для Наумана слово, фраза, язык в целом — чрезвычайно мощный инструмент воздействия. Они визуализируют размышления, эмоции, желания, особенно когда преподнесены через гипнотическую ауру — в пульсирующих и светящихся ритмах. Знакомая лексика приобретает иные смыслы, если форма подачи — яркие цвета, нарушающие привычное восприятие слов. Автор в сотнях неоновых работ стремится применить прием мерцающей рекламы для привлечения внимания к глобальным проблемам социума;
— С самого начала творческой карьеры Науман часто использовал собственное тело и тела моделей как материал. Решив включать в свои работы элементы повседневной жизни, он фиксировал поведение человека как отправную точку для скульптур, инсталляций, перформансов и для серии арт-фильмов. Чаще это простые повторяющиеся действия, звуки, изображения, посвященные конкретной проблеме;
— В квази-архитектурных композициях художник создает ситуации, которые интеллектуально или даже физически дезориентируют зрителя, предлагают абсолютно нешаблонный взгляд на обычные объекты. Искусство становится в большей степени активным продуктом, а не только объектом для созерцания;
— Нередко замысел работ насмешлив, ироничен или непочтителен по отношению к эстетическим вкусам зрителя. К примеру, развивая идею искусства как средства коммуникации, а роль художника как коммуникатора, он создает «Self Portrait as a Fountain». Огромный фотопортрет художника буквально «плюет» на зрителя – тут прослеживается прямой интерес к работам дада и Марселя Дюшана в частности;
— Работы Брюса Наумана нелегко распределить по стилям или конкретным темам, но неизменно присутствуют черты и элементы, характерные для постминиализма в смешении с идеями концептуализма и видеоарта .
1941
1960
1965
1966
1968
1972
1979
1981
1988
1990
1993
1994
1999
2004
2009
Брюс Науман родился в небольшом городке штата Индиана, однако семья инженера General Electric часто переезжала, и будущий художник получал первоначальное образование в школах разных городов.
Поступил в Висконсинский университет в Мадисоне, где в течение четырех лет изучал физику и математику. Вступил в брак в 1964 г., имел сына Эрика (родилась в 1966) и дочь Зои (1970).
Перевелся в Калифорнийский университет, учился у художников Уильяма Т. Уайли и Роберта Арнесона. Работал помощником художника Уэйна Тибо. Закончил заведение с дипломом магистра искусств.
В галерее Н. Уайлдера в Лос-Анджелесе состоялась первая персональная выставка из стеклопластиковых скульптур. Науман преподавал в Институте искусств Сан-Франциско, позже – в Калифорнийском университете в Ирвине. Подписал контракт с дилером Лео Кастелли.
Впервые был приглашен к участию в выставке «Documenta» в Касселе; получил грант от Национального фонда искусств, который позволил ему работать в Нью-Йорке в течение одного года. Галерея Л. Кастелли ( Нью-Йорк) и галерея К.Фишера (Дюссельдорф) инициировали серию сольных выставок художника. Науман переехал из Северной Калифорнии в Пасадену.
Выставка, организованная Музеем искусств Лос-Анджелеса и Музеем американского искусства Уитни в Нью-Йорке путешествовала по Европе. В этом и в 1977 году участвовал в «Documenta» в Касселе (Германия).
Художник переехал в Пекос, штат Нью-Мексико.
После успешного дебюта на Венецианской биеннале в 1978 и 1980 годах большая ретроспектива работ состоялась в музее Крёллера-Мюллера (Оттерло), затем в Кунстхалле Баден-Бадена (Германия).
После показа работ на Биеннале Уитни и в Хьюстоне (Contemporary Arts Museum), успешная выставка прошла в Galerie Micheline Szwajcer (Антверпен). Годом спустя художник переехал в Галистео штат Нью-Мексико, где основал дом и студию. Продолжает там жить и работать вместе со своей женой художницей Сьюзан Ротенберг .
Фонд Общественного Искусства г. Де-Мойна заказал бронзовую версию « Пирамиды животных» (1989) — стопка семнадцати отлитых форм установлена на территории Центра искусств Де-Мойн, штат Айова. Годом позже участвовал в Биеннале Уитни.
Стал лауреатом премии Вольфа в области искусств; ретроспектива работ, организованная Центром искусств Уокер (штат Миннеаполис), была в течение двух лет показана во многих городах по всей Америке и в Европе. Следующая крупная ретроспектива через три года, стартовав в Kunstmuseum Wolfsburg, демонстрировалась в Центре Жоржа Помпиду в Париже, в галерее Hayward в Лондоне и Nykytaiteen Museo в Хельсинки.
Выставка художника прошла в Museum of Modern Art, Нью-Йорк, а затем в Sperone Westwater Gallery, Нью-Йорк и в Stockholm Konsthall, Стокгольм (обе – 1996 г).
Художник получил награду «Золотой лев» на 48-й Венецианской биеннале с формулировкой «за вклад в искусство»; провел выставку в Donald Young Gallery, Чикаго.
Был удостоен премии императорской семьи Японии «Praemium Imperiale» в области скульптуры; его выставка «Raw Materials» состоялась в Tate Modern (Лондон), затем в Scottsdale Museum of Contemporary Art (2005), в Тейт Ливерпуль и Художественном музее Милуоки (обе -2006).
Выполнил Павильон США на 53-й Венецианской биеннале, получив Золотого льва за лучший национальный павильон. Показы проходили в Глазго, Сент-Луисе, Нью-Йорке. В Филадельфийском художественном музее было выставлено 33 работы Наумана.
течение
Постминимализм
Концептуализм
Видеоарт
Нео-поп
друзья
Уэйн Тибо
художники
Марсель Дюшан
Флойд Вестерман
Джозеф Кошут
Роберт Моррис
Джаспер Джонс
течение
Концептуализм
друзья
Уильям Т. Уайли
художники
Сьюзан Ротенберг
Мэтью Барни
Дэмиен Херст
Дженни Хольцер
Марина Абрамович
Грег Колсон