Родился в семье еврейских эмигрантов из Польши, рос на Манхэттене и в Бронксе с тремя младшими братьями и сестрами.
29 января 1905 года, Нью-Йорк, США - 4 июля 1970 года, Нью-Йорк, США
Барнетт Ньюман — американский живописец, литограф и скульптор еврейского происхождения, видный представитель абстрактного экспрессионизма и живописи цветового поля. Мастера в истории изобразительного искусства называют образцом высокого модернизма, предшественником минимализма, экзистенциалистом и духовным художником, черпающим вдохновение в еврейском мистицизме.
Все свои ранние работы, выполненные за 20 лет жизни до 1944 года, Барнетт Ньюман уничтожил. За оставшуюся карьеру он создал немного – около 120 произведений, а признание как один из выдающихся художников Америки получил только ближе к 60 годам.
Барнетт Ньюман — ключевой участник абстрактного экспрессионистского движения и живописи цветового поля – этот термин придумал американский историк и теоретик авангардного искусства Клемент Гринберг. Оно развилось в Соединенных Штатах со второй половины 1940-ых годов: Ньюман был убежден, что создание художественного произведения — исключительно духовный акт, а цвет является предметом, не средством живописи.
Ньюман вел диалог со старшим поколением художников-абстракционистов. В использовании основных цветов он оспаривал идеи своих предшественников — представителей неопластицизма. В частности, идеи Пита Мондриана, который считал, что картины отображают физический мир. Ньюман часто критиковал такой подход за его систематичность — его подход к цвету был более интуитивным.
Ньюман был признанным мэтром абстрактного экспрессионизма и оказал влияние на молодое поколение художников. Однако в некоторых случаях цвета последователей имели поверхностное качество, которому не хватало духовного и эмоционального воздействия, выраженного в картинах цветового поля Ньюмана.
Ключевые идеи:
— Получая степень философии в Городском колледже Нью-Йорка, Барнетт Ньюман занимался в Лиге художественных студентов. Там он подружился с экспрессионистом Адольфом Готлибом, который познакомил начинающего живописца с нью-йоркскими художниками и важными галеристами. Ранних экспрессионистских работ художника не существует — автор их уничтожил, придя к 1945 году к зрелому стилю.
— Барнетт Ньюман был уверен, что современность — послевоенные годы, омраченные страхом и трагедией — сделала традиционные стили и предметы искусства недействительными. В статье, напоминающей манифест, художник писал, что «прежние стандарты красоты уже неуместны» и что только новое «может вывести современное человечество из оцепенения».
— Художник заявлял, что любое достойное своего имени искусство должно быть обращено к жизни и человеку, к категориям природы и трагедии. Он настаивал на богатом эмоциональном содержании работы, хотя при жизни его творчество вызывало непонимание и обвинения в «пустоте».
— Абстракционист и минималист Ньюман считал, что его работы вблизи способны вызвать в людях чувство самосознания. Однажды он разместил в галерее инструкцию, призывавшую посетителей стать на очень близком расстоянии к его холстам.
— Метод американского живописца и скульптора, при котором избегается обычная дилемма объекта и земли, привел его к созданию особого символа. Автор назвал его, «застежкой-молнией». Она, по замыслу Ньюмана, может вызвать у зрителя, стоящего перед картиной, сопричастность.
— Несмотря на полную абстракцию в картинах, их автор черпал вдохновение в духовном наследии человечества, чаще – в еврейском мистицизме. Поэтому ему были важны поясняющие названия для произведений – такие, как «Ева», «Адам» и др.
— Произведения Ньюмана — это решительный разрыв с фигуративной абстракцией. Как и Марк Ротко, он считается ведущим представителем стиля «живопись цветового поля». Это направление, развивавшееся в США в конце 1940-ых и начале 1950-ых, рассматривается в искусствоведении как разновидность абстрактного экспрессионизма, хотя все чаще его классифицируют как род минимализма.
1905
1922
1927
1936
1940
1945
1948
1950
1958
1962
1966
1968
Родился в семье еврейских эмигрантов из Польши, рос на Манхэттене и в Бронксе с тремя младшими братьями и сестрами.
Учился в Нью-Йоркском городском колледже, специализировался на философии. В Лиге художников-студентов встретится с экспрессионистом Адольфом Готлибом, познакомившим его и с современными художниками и галеристами. Живописи в Art Students League учился у Дункана Смита и Джона Слоана.
Получив диплом, в течение следующих пятнадцати лет управлял швейным бизнесом своей семьи, был помощником учителя рисования в нью-йоркских средних школах и выдвигал в 1933 году свою кандидатуру на пост мэра. Как художник работал в манере автоматизма, экспрессионизма.
Опубликовал журнал «The Answer», который был закрыт после выхода первого номера. Женился на преподавательнице стенографии Аннели Гринхаус, которая поддерживала художника всю жизнь. Позже, найдя свой окончательный стиль, Ньюман уничтожил все свои ранние работы.
Полностью отказался от живописи на четыре года, посвятив себя изучению трудов Генри Дэвида Торо и анархиста Петра Кропоткина; увлекся ботаникой, геологией, орнитологией и племенным искусством. Основал 3 годами позже совместно с Марком Ротко, Уильямом Базиотисом и Робертом Мазервеллом художественную школу. В это время художник пишет абстрактно-экспрессионистские полотна.
Создал серию каллиграфически-сюрреалистских рисунков, изложил ряд своих идей о новых целях художников-абстракционистов в неопубликованном трактате «Плазменный образ». В работе утверждалось, что художники-модернисты уже решили технические проблемы языка живописи (цвет, форма, атмосфера) и должны превзойти такие декоративные аспекты искусства.
Год стал определяющим в творчестве Ньюмана — он изобрел живописное новшество, названное им «застежкой-молнией». Вертикальная линия, впервые появившаяся на полотне «Moment» в 1946 г. стала отличительным знаком серии «Onement» и большинства последующих работ автора.
Организовал свою первую персональную выставку, которая была встречена уничтожающей критикой. После этого художник делает почти 8-летнюю паузу, которую посвятил развитию своего мастерства.
Прошла ретроспектива работ художника, которые в большинстве представляли собой одноцветные поверхности, «прошитые» контрастирующими основному тону цветными вертикалями-«молниями». Позитивных отзывов мастер не получил.
В галерее Аллана Стоуна в Нью-Йорке состоялась выставка «двух отцов-основателей» Б. Ньюмана и де Кунинга. Год спустя художник экспонировал работы в Еврейском музее в Нью-Йорке.
Большая серия «Станции Креста» выставлена в музее Гуггенхайма (Нью-Йорк) — первая персональная музейная выставка Ньюмана имела по-прежнему неоднозначеный прием, но художник получил широкое признание. Спустя год выполнил по заказу картину «Voice of Fire». Она экспонировалась в американском павильоне Expo-67 в Монреале — выставка проходила в честь 100-летия Канады. Версии монументальной скульптуры «Broken Obelisk» установлены перед зданием Seagram в Нью-Йорке и в Вашингтоне.
Завершил свою самую большую картину «Свет Анны», посвященную матери. Выполнил скульптуру «Кружевной занавес» в знак протеста против жестокости полиции по отношению к демонстрантам антивьетнамской войны. Персональная выставка 1969 года в Нью-Йорке широко освещалась и в целом приветствовалась критикой.
течение
Абстрактный экспрессионизм
Минимализм
Пост-художественная абстракция
Живопись цветового поля
друзья
Марк Ротко
Роберт Мазервелл
Уильям Базиотис
художники
Пит Мондриан
Дункан Смит
Джон Слоан
Адольф Готлиб
течение
Абстрактный экспрессионизм
друзья
Уильям Базиотис
художники
Фрэнк Боулинг
Фрэнк Стелла
Карл Андре
Дональд Джадд
Кеннет Ноланд
Дэн Флавин
Элен Франкенталер
описание
Из созданных Ньюманом нескольких скульптур эта является наиболее монументальной. Автор использовал тяжелую сталь с шероховатой поверхностью, и такой материал контрастирует с впечатлением легкости, созданной формой перевернутого обелиска. Верхняя, более крупная часть, почти парит над устойчивой нижней пирамидой.
1963 - 1969
описание
Третья Станция является частью грандиозной серии Ньюмана, состоящей из четырнадцати частей. Название относится к крику Христа на кресте, но автор также намеревался выразить вопли всего человечества на протяжении всей трагической истории его существования. Серию характеризует контрастная палитра черного и белого на неокрашенных холстах.
1960
описание
Произведение было самой большой картиной Ньюмана на момент ее завершения – более 2 метров по горизонтальной стороне полотна. Позже художник создал работы еще более обширные. Автор хотел, чтобы зрители рассматривали эту и другие большие картины с близкого расстояния, чтобы цвета фона полностью окружали их.
1950 - 1951