Родилась художница 7 сентября в Гринвиче, штат Нью-Йорк, близ Беннингтона, штат Вермонт и была третьей из 10 детей небогатой фермерской семьи.
1860 - 1961
Настоящее имя — Анна Мария Мозес, урождённая Робертсон. Американская художница-самородок, одна из первых и основных представителей живописного примитивизма в стране. Начав писать почти в 60 лет, художница стала экспонентом на сотнях выставок не только в США, но и по всей Европе. Было выпущено 16 млн. рождественских открыток бабушки Мозес. В 1949 г. президент Трумэн вручил художнице премию «За выдающиеся достижения в искусстве», она получила почетную докторскую степень в нескольких учебных заведениях США. Фабрики выпускали ткани и посуду с рисунками Мозес, о ней были сняты фильмы, самой продаваемой книгой по искусству стала монография «Бабушка Мозес: американский примитив» (автобиографические заметки, редакция О. Каллира, введение Л. Бромфилда). День рождения бабушки Мозес становится праздником в штате Нью-Йорк (прожила художница 101 год). В её честь назван кратер на Венере.
Ключевые идеи:
— Анна Мария Робертсон-Мозес, вошедшая в мировое изобразительное искусство как бабушка Мозес, любила рисовать с детства. Однако тяжелая фермерская работа, которой она была занята до 67 лет, для творчества не оставляла времени. Начав сначала вышивать, а в 76 лет – много рисовать, она создавала примитивные, очень похожие на детские картины, чтобы дарить их родственникам и друзьям-знакомым. Написанные простой женщиной-крестьянкой из глубокой провинции произведения вызывали улыбку и положительные эмоции. Тематика сюжетов была понятна всем и близка очень многим людям, к тому же не требовала особых знаний по искусствоведению и культурологии, которые требовались для понимания полотен, к примеру, символистов или кубистов.
— В картинах пожилой дамы все просто, словно в детстве: зима – белая и светлая, весна — яркая и светло-зеленая, лето — темно-зеленое и плодородное, осень — коричневая и золотая (кстати, осень Мозес писала очень редко). Так как сюжеты для картин художница из брала жизни, на полотнах появлялись сани и телеги, лошади, куры и гуси, небольшие, словно игрушечные, мельницы и мосты.
— Идеальные фермы и деревенские бытовые и праздничные сценки – часто многофигурные и повествовательные — отличает характерная для наива плоскостность, значительное искажение перспективы, незамысловатость художественно-технических приемов. Однако всё это наряду с сочными пятнами гармонично сочетающихся цветов ярко передает внутреннюю творческую свободу художника, не связанного правилами. Жизнеутверждающее начало идет и от ощущения, что художник самим процессом создания наслаждался, не зацикливаясь на результате и вкладывая в картину максимум позитивной энергетики.
— Примитивные картины бабушки Мозес дышат искренностью и такой поэтикой, что оставаться равнодушным сложно. К тому ж те фермерские пейзажи и милые сценки, что на них изображены, пришли из той простой жизни, о которой многие или мечтают, или с ностальгией вспоминают.
1860
1870 - 1880
1905
1918
1920 - 1930
1938 - 1939
1940 - 1942
1944 - 1945
1946
1949
1950
1960
1961
Родилась художница 7 сентября в Гринвиче, штат Нью-Йорк, близ Беннингтона, штат Вермонт и была третьей из 10 детей небогатой фермерской семьи.
Работала по найму; в одной из семей обучалась грамоте; вышла замуж за Т. Мозеса. Пара переехала в Вирджинию; у них родилось 10 детей, из которых 5 выжили.
Вернувшись в штат Нью-Йорк, Мозесы купили ферму в Орел-Бридж, неподалеку от Гринвича.
Написала первую картину в своей гостиной на противопожарной плите.
Писала пейзажи для дома и работы по фото для родных и друзей; осталась вдовой и потеряла дочь; взяла к себе двух внуков; демонстрировала работы на местных ярмарках.
Луи Кальдор, коллекционер-любитель, купил 14 ее картин, прислал профессиональные краски и полотна; 3 картины художницы были включены в закрытую выставку «Современные неизвестные американские художники» в нью-йоркском Музее.
О. Каллир, владелец галереи Сент-Этьен в Нью-Йорке, и Кальдор устроили первую выставку художницы; участвуя в Фестивале благодарения, Мозес наша признание публики и прессы; получила премию штата Нью-Йорк; такие знаменитости, как К. Корнелл и К. Портер начали коллекционировать ее работы; в «Циферблате» вышла статья «Они учили самих себя» с отдельной главой о Мозес.
Галерея Сент-Этьен организовала 2 выставки Мозес; Каллир организовал обширную программу передвижных выставок, которые 20 лет представляли ее работы в бесчисленном количестве городов США; художница участвовала в Женской международной выставке в Мэдисон-Сквер-Гарден (Нью-Йорк) и начала выставлять работы на ежегодной ярмарочной выставке Института Карнеги в Питтсбурге (Пенсильвания).
Получила право на значительную национальную экспозицию; были опубликованы первые поздравительные открытки с изображениями работ художницы; вышла монография «Бабушка Мозес: американский примитив» (автобиография под редакцией О. Каллира с введением Луи Бромфилда).
В Вашингтоне состоялась встреча Анны с президентом Г. Трумэном, вручившим ей премию «За выдающиеся достижения в искусстве»; она получила почетную докторскую степень; началось производство тканей на основе картин Мозес.
Вышел документальный цветной фильм о Мозес; состоялись первые европейские выставки; день рождения художницы ежегодно отмечался в национальной прессе.
Губернатор Н. А. Рокфеллер провозгласил ее 100-летний юбилей «Днем бабушки Мозес»; на праздновании художница танцевала джигу со своим врачом.
13 декабря Мозес умерла в возрасте 101 г. в нью-йоркском Центре здоровья; была погребена с почестями на кладбище Клен Гроув г. Хуосик Фолл.