Родился Архип 27 января в пригороде Мариуполя в семье бедного грека-сапожника. Вскоре остался круглым сиротой.
1841 - 1910
Знаменитый русский и украинский художник-пейзажист греческого происхождения, мастер импрессионистической живописи, талантливый педагог, основатель Общества вспомоществования художникам — ему еще при жизни мастера было присвоено его имя. Начав творческую карьеру с передвижничества (состоял в Товариществе Передвижных Художественных Выставок до 1880 года), порвал с ним решительно-безвозвратно после поездки во Францию. При этом искания Куинджи в области свето-цветовой живописи начались раньше, что позволило Александру Бенуа сказать, что Архип Иванович сам пришел к импрессионизму ничуть не позже самих импрессионистов и что его роль для нового русского изобразительного искусства сопоставима с ролью Клода Моне для искусства французского.
Ключевые идеи:
— Проявляя заметный интерес к идеям импрессионистов, Куинджи не пошел по пути буквального применения их методов и техники, как это, к примеру, случилось с К. Коровиным и И. Грабарем. Отношение к импрессионистической технике у Куинджи можно назвать типологически близким к романтизму. Это проявилось и в сюжетах, чаще передающих состояние природы бурное, нежели умиротворенное, и в живописной свободе нервного и динамичного мазка, и в повышенной психологизации пейзажных образов.
— Ключевой задачей Куинджи считал такое освоение световоздушной среды, чтобы постичь сам характер ее влияния на тоновую и предметную окраску. Кроме того, новые приемы, по его мнению, не должны противоречить русской пейзажной традиции. Увлеченность и упорство мастера, о чем красноречивее всего говорят многочисленные этюды, привели к выработке особого, «вибрирующего» в унисон с настроением автора, мазка.
— Отказавшись от красочной сухости и плотности и сменив ее цветовой прерывистостью и эффектом просвечивающегося холста, Куинджи данные пластические приемы мерцающего цвета сочетал с другой своей ключевой идей — добиваться панорамного образа пейзажа, убывающей и теряющейся в туманных далях земли, сливающейся с небесами.
— Одновременно он применял и декоративную живопись, которая стала еще одной очень примечательной куинджевской особенностью.
1841
1855
1865
1868
1870 - 1872
1873 - 1874
1875
1876 - 1878
1880
1890
1901
1904
1910
Родился Архип 27 января в пригороде Мариуполя в семье бедного грека-сапожника. Вскоре остался круглым сиротой.
В Феодосии брал уроки живописи у помощника Ивана Айвазовского А. Фесслера, но не получив у знаменитого мариниста поддержки, возвращается в Мариуполь и работает ретушером в фотосалоне.
Решил поступать в Академию художеств Санкт-Петербурге, но был принят только вольнослушателем.
Петербургская Академия художеств присвоила ему звание свободного художника за полотно «Татарская деревня при лунном освещении».
Совершил с другими художниками поездки на Валаам. Написал «северную» серию; получил звание классного художника 3-й степени.
Путешествовал в Германию, Англию, Францию; П. Третьяков приобреел для своей галереи его первую картину – «На острове Валааме». Куинджи вступил в брак с Верой Кетчерджи.
Стал членом Товарищества передвижных художественных выставок; совершил второе путешествие за границу.
Новаторская картина «Украинская ночь» триумфально участвовала в выставках: сначала в Пятой ТПХВ, потом во Всемирной в Париже. Мастер получил 1-ю степень звания классного художника.
Вышел из состава ТПХВ, организовал выставку одной картины «Лунная ночь на Днепре», прекращая после этого выставочную деятельность.
Поселился в Крыму; совершил поездки на Кавказ, стал профессором петербургской АХ; с учениками пейзажной мастерской посетил Европу.
После перерыва в два десятилетия показывал новые работы и выделил в премиальный фонд 100 тыс.руб для проведения академ-выставок.
На личные средства художника было учреждено Общество имени А. И.Куинджи.
24 июля заболевший воспалением легких, простудившись еще в Крыму, мастер ушел из жизни и первоначально был погребен на Смоленском кладбище. В 1952 прах был перемещен в лавру Александра Невского, в Некрополь мастеров искусств.
течение
Импрессионизм
Реализм
друзья
Николай Александрович Ярошенко
Илья Репин
Константин Аполлонович Савицкий
Виктор Михайлович Васнецов
Василий Иванович Суриков
Михаил Константинович Клодт
Василий Григорьевич Перов
Михаил Васильевич Нестеров
Крыжицкий Константин Яковлевич
художники
Иван Айвазовский
Алексей Кондратьевич Саврасов
Арсений Иванович Мещерский
Иван Иванович Шишкин
Диас де ла Пенья
Каспар Давид Фридрих
течение
Модернизм
друзья
Илья Репин
Василий Иванович Суриков
Иван Крамской
художники
Константин Богаевский
Николай Рерих
Аркадий Александрович Рылов
Александр Алексеевич Борисов
Вильгельм Пурвитис
Константин Харитонович Вроблевский
Калмыков Николай Павлович
Николай Петрович Химона
Фердинанд Рущиц
Владимир Иванович Зарубин
Евгений Иванович Столица
Антон Иванович Кандауров