Родился художник 21 мая в городке Лаваль в бедной семье потомственного жестянщика; окончил школу и лицей, где отличился в таких предметах, как музыка и рисование. После армейской службы поступил на работу во французскую таможню.
1844 - 1910
Французский живописец-самоучка, один из наиболее прославленных представителей наивного искусства (примитивизма). Начавший творческую карьеру после 40 лет художник был со временем признан всеми авангардными направлениями. Процесс развития искусства 20 века доказал, что, как и многие гении, великий Анри Руссо, прозванный Таможенником, свою эпоху намного опередил. Картины художника находятся в самых значимых музеях Франции, России, Великобритании, Германии, Чехии, Японии, Швейцарии и США.
Ключевые идеи:
— Несомненно, что по сравнению с гладким, изящным стандартом академической живописи и даже в сопоставлении с работами импрессионистов и постимпрессионистов картины Руссо выглядели очень грубыми, «неправильными». Фигуры людей и животных, предметы и природа в композициях чаще всего изображены неуклюже, позы персонажей неудобны и даже неестественны (Руссо не умел рисовать ни ноги-руки, ни лапы). В полотнах нет четкого понимания перспективы, а использование цвета, особенно черного, было довольно странным. Название «наивное искусство» и «примитивизм» подходят для такого творчества абсолютно точно, так как оно похоже одновременно и на детские рисунки, и на пещерную живопись далеких предков, и на плоскостные фрески Средневековья.
— Никогда не путешествовавший Руссо, изображая сцены из жизни джунглей, полагался на воображение, на впечатления и наблюдения, полученные в садово-парковом Париже («когда я вижу в теплице растения экзотических земель, мне кажется, что я во сне»). Также он использовал в работах богатый альбом с изображением диких животных, который предлагал 200 иллюстраций и стал настольной книгой Таможенника. Однако его «дикие» видения были «подправлены» наблюдениями за культурной парижской жизнью, о чем свидетельствуют многочисленные зарисовки – «взгляды» Анри на город.
— Руссо тщательно работал с палитрой. Итальянскому критику А. Соффиччи, потрясенному его живописной манерой, художник с гордостью объявил по поводу картины «Нападение ягуара на лошадь»: «Здесь 22 зеленых оттенка!»
— Специалисты справедливо отмечают, что если бы Руссо был официально обучен, то, вероятно не мог так рисовать, потому что педагоги сказали бы ему, что и как можно делать, а что не делать совсем. Таможенник Руссо о правилах не заботился, но в свой талант верил твердо. Непризнание и насмешки не заставляли его ни приниматься за изучение правил живописи, ни оставить попытки творчества.
1844
1869
1885 - 1886
1893 - 1894
1897 - 1898
1905
1906 - 1907
1908
1910
Родился художник 21 мая в городке Лаваль в бедной семье потомственного жестянщика; окончил школу и лицей, где отличился в таких предметах, как музыка и рисование. После армейской службы поступил на работу во французскую таможню.
Женился на К. Буатар, которой посвятил вальс собственного сочинения «Клеманс» (исполняется и сейчас).
Не имея соответствующего образования, решил посвятить себя живописи; впервые экспонировал работы, приняв участие сначала в «Салоне отверженных», а затем в «Салоне независимых» (des Indépendants).
Переехал в студию на Монпарнасе, где работал до 1910 г.; выставил картину «Война»; познакомился с А. Жари.
Написал одну из своих самых знаменитых картин «Спящая цыганка»; взял в жены Жозефину ле Тенсорер (парный портрет художника со второй женой, написанный в 1900-1903 гг., приобрел и хранил всю жизнь П. Пикассо).
Картина «Свадьба в деревне» и большая сцена в джунглях «Голодный лев бросается на антилопу» были выставлены в Салоне des Indépendants вместе с работами ведущих авангардистов (А. Матисс и др.).
Познакомился и подружился с художником Р. Делоне и поэтом Г. Аполлинером; семья Делоне заказала художнику картину «Заклинательница змей».
Пикассо и другие художники устроили в своей студии в Ле-Бато-Лавуаре банкет в честь Таможенника. Американский литературный критик Дж. Бриннин определил творчество Руссо как «одно из самых заметных социальных событий двадцатого века».
Руссо поранил ногу и умер от гангрены 2 сентября в парижской больнице Неккера. К. Брынкузи, французский скульптор румынского происхождения выполнил на могиле А. Руссо надгробный барельеф.
течение
Фовизм
друзья
Соня Делоне
художники
Феликс Клеман
Жан-Леон Жером
Антуан Ватто
Джотто
Фра Беато Анджелико
течение
Фовизм
Кубизм
Экспрессионизм
Абстракционизм
Сюрреализм
друзья
Мари Лоренсен
Робер Делоне
художники
Василий Кандинский
Сальвадор Дали
Джорджо де Кирико
Рене Магритт
Анри Матисс
Пабло Пикассо
Феликс Валлоттон
Жорж Брак
Андре Дерен