Анри де Гро родился 16 ноября 1866 года (в некоторых источниках – 1867) в Брюсселе, Бельгия.
1866 - 1930
Бельгийский и французский художник, график и скульптор, иллюстратор.
В истории изобразительного искусства считается одним из ярких и талантливых художников, воплотивших в полотнах трагический характер эпохи. Как символист, художник использовал традиции религиозной живописи, по-своему интерпретируя сюжеты и соотнося их с современностью. Очень важными для воссоздания событий эпохи символизма являются обнародованные уже в 21 веке 18 томов дневниковых записей Анри де Гру, которые он и его близкие составляли в течение 30 лет.
Де Гру выгравировал серии литографий, проиллюстрировал «Книгу секретов Пеладана».
Ключевые идеи:
— Символизм Анри де Гру исследователи называют интеллектуальным. Художник свои сюжеты черпал и в сочинениях Вергилия и Данте, и в музыке Рихарда Вагнера, и, безусловно, в живописи великих мастеров прошлого. Его произведения находятся довольно часто на стыке таких течений в изобразительном искусстве, как символизм и историзм, романтизм и реализм.
— Вращаясь в исторических и художественных событиях Бельгии и Франции, Анри одержим глобальными замыслами. Решив увековечить свою кисть серией портретов, он выбирает в «герои» Поля Верлена и Наполеона, Карла Смелого и Эмиля Золя, Оноре де Бальзака, Рихарда Вагнера, Шарля Бодлера и др. Изготовил также бюсты двух последних знаменитостей.
— Решительно и даже агрессивно отвергая импрессионизм с его «легкомыслием» и постимпрессионизм с его плоскостностью и порой невероятной яркостью чистых красок, Анри де Гру считал задачей живописи изображение трагических моментов, близких к Апокалипсису. В соответствии с такой идеей, палитра художника чаще мрачная, лишенная ярких цветовых акцентов.
— Многие картины Анри настолько густо населены, что представляют собой нагромождение тел в самых странных позах. При этом эмоции просто зашкаливают – к примеру, облик толпы в картине «Глумление над Золя» — это скорее злобные маски, чем лица людей. Это можно сказать и о главной, по мнению самого мастера, картине «Осмеяние Христа» (или «Посягательство на Христа»). Де Гру отказался ее выставить в одной экспозиции с «Подсолнухами» Ван Гога, работами Тулуз-Лотрека и Синьяка, за что незамедлительно был исключен из «Двадцатки». Картину не приняли в престижный Салон на Марсовом поле, но когда показ все-таки в другом месте состоялся, произведение возымело у парижской интеллектуальной элиты сногсшибательный успех. Многие художники и литераторы приходили ознакомиться с творчеством де Гру. После этого художник стал своим в бомонде столицы.
— Еще более эмоциональна серия из 40 офортов «Лица Победы» — в ней через аллегории и символы точно и беспощадно показаны страшные сцены пожаров и грабежей, спасающихся беженцев, населенных скелетами городов, пострадавших от Первой мировой войны.
1866
1877
1882 - 1884
1886
1887
1888 - 1889
1892
1914 - 1918
1920 - 1930
Анри де Гро родился 16 ноября 1866 года (в некоторых источниках – 1867) в Брюсселе, Бельгия.
Поступил в ученики к известному бельгийскому художнику Ж.-Ф. Портелю.
Как и отец, учился в Академии художеств Брюсселя.
Благодаря друзьям отца с успехом дебютировал на выставке группы «L’Essor» («Развитие») в Брюсселе; стал членом авангардного сообщества «Les XX» («Группа ХХ» или «Двадцатка»).
Принял участие в выставке «Двадцатки», на которой были представлены бельгийцы Дж. Энсор, Фернан Кнопфф, Константин Менье, а также французские новаторы Ж. Сёра и К. Писсарро.
Работал над программным полотном внушительных размеров «Осмеяние Христа» (Mocking of Christ), которое сам считал выдающимся.
Полотно «Осмеяние Христа» было показано в Париже. Там работой восхищались многие художники и литераторы. Де Гру начал вести дневник, в котором подробно записывал события в течение 30 с лишним лет.
Отправился после начала Первой мировой войны в Париж, наблюдая по линии фронта разорённые территории; по впечатлениям создал 40 офортов, объединив их в серию «Лицо Победы» (Le visage de la victoire).
Проживал во Франции: в Авиньоне, потом на Лазурном берегу, в конце жизни — в Марселе, где и умер 12 января 1930 года.