Украинская художница-самоучка, график, мастер декоративной живописи. Основываясь на народных традициях, Анна Собачко-Шостак вносила в них современное звучание и элементы сказочной фантастики. Художница стала Мастером народного искусства (звание с 1936 г.) и членом Cоюза художников CСCР с 1939 г. Её работы были высоко оценены за рубежом, в частности, Анри Матиссом.
Ключевые идеи:
— Ставшее хрестоматийным высказывание А. Матисса, что «не вам, а нам у вас нужно учиться, потому что вы имеете иконы и уникальное искусство Анны Собачко» (1916 г.) как нельзя лучше характеризует истоки такого явления в украинской культуре, как творчество А.Ф. Собачко-Шостак.
— Выросшая на почве народной культуры Анна Собачко (в замужестве – Шостак) через смелые авангардистские поиски пришла к особой декоративной трактовке народных орнаментов. В наследии мастерицы есть композиции, которые хоть и выполнены под влиянием настенного рисования, но имеют собственную вариантность. Анна строила рисунок на доминанте цветных пятен и ритмически повторяющихся, но разных по конфигурации и размерам цветов и листьев. Художница словно разделяла изображаемое на элементы, чтобы потом собрать их по-своему.
— Характерный прием мастера – незаметно трансформировать лепестки цветов и растений в образы птиц и рыб, насекомых и фантастических существ, порой — людей. Всё изображаемое переплетено и сплетено воедино, вызывая ассоциации с древними тератологическими орнаментами. Анна достигает с помощью цветовых сочетаний и линий ощущения динамики движения или равновесия, при этом в живописно-декоративные фантазиях явственно ощущается присутствие чего-то, живущего по своим законам и в своем особом мире.
— Как художник яркого индивидуального самовыражения, Анна создавала рисунки, которые были созвучны современности и в то же время наитеснейшим образом связаны с пластами народной культуры. Перейдя от традиционной росписи к декоративной графике, она работала в акварелью и гуашью. Динамическим композициям свойственна асимметрия, что отличается от традиции.
— Рисунки с произвольными, полными фантазии мотивами имеют буйный колорит, передающий и радость, и красоту природы, и любовь к людям.
Композиции произведений художницы держатся на вариации цветов, на цветных акцентах, разнообразных по величине и по форме. Цветы-птицы и цветы-рыбы, цветы как радуга и как дерево жизни являются цельными, где каждая деталь на своем месте. Такие орнаменты, где в один замысел сливаются мотивы живых существ и растений, органичнее всего может создать тот, кто на земле вырос.