Анита Малфатти родилась 2 декабря 1889 года в Сан-Паулу, Бразилия.
1889 - 1964
Бразильская художница, один из лидеров бразильской авангардной живописи.
Была второй дочерью итальянского инженера и американки Б. Круг, преподавательницы искусства, которая инициировала художественное и культурное образование младшей дочери. Будущая художница родилась с атрофией правой руки. Трехлетнюю Аниту отправили в вород Лукка в Италии для исправления дефекта, но безрезультатно. Девочка училась рисовать левой рукой под руководством американского педагога Марсии Браун.
Выставка 53 картин художницы в 1917 году — первая в истории изобразительного искусства этой страны, где были представлены произведения в стиле экспрессионизма с элементами кубизма и других новейших течений. Была организатором знаменательного фестиваля «Неделя нового искусства», членом прогрессивной художественной группы «Пятеро».
Ключевые идеи:
— Художник-новатор Анита Малфатти с детства готовила себя к творческой карьере. Ее талант, доставшийся от матери и ею поддерживаемый, явился революционным не только для небольшого на то время бразильского городка Сан-Паулу, но в целом для родной страны. Это продемонстрировала первая персональная выставка художницы, которую она провела, вернувшись после обучения в Европе и Америке, где работала бок о бок с экспрессионистами и кубистами. Она добросовестно старалась избежать скандала, не включив в экспозицию мужские ню и выставив произведения на «местную» тематику. Работу – «Тропические фрукты» она сознательно переделала к выставке – смягчила яркие цвета, свела к минимуму использование абстрактных форм и проч. Более того, она включила в вернисаж произведения своих коллег, чтобы подчеркнуть: она, цитата, «не единственный человек, который рисует в этом стиле, вам незнакомом, это новое, современное искусство, которое многие принимают и экспериментируют далее». Однако бразильская критика была беспощадна — без исторического контекста предшественников, таких, как Сезанн и фовисты, без других экспонентов «с именем» ее смелые, резкие и экспрессивно искаженные композиции создавали конфронтацию со всем, что было до этого времени.
— Яркие цвета, нанесенные быстрыми, жестовыми и свободными штрихами, были определены как мазня. Художница применяла на холсте множество ярких цветов, которые отражают эмоцию и динамизм, что характерно для экспрессионистского стиля, истоки которого лежат в творчестве Клода Моне, Винсента Ван Гога, Эдварда Мунка. Наиболее смелыми по форме были портреты, в качестве моделей для которых она выбирала обычных людей – часто эмигрантов, недавно приехавших в Америку. «Желтый человек» втиснут в ограниченное пространство, обе его руки обрезаны рамкой, вся поза его тела раскрывает напряжение. Человек, хоть и надел галстук, не выглядит презентабельным. Общую угнетенность подчеркивают темные глаза под очертаниями толстых бровей — два округлых акцента. И без комментария, который дала автор, понятно, что он беден и не уверен в своем будущем. Потрет купил М. де Андраде, как он и обещал художнице, прокомментировав: «Меня впечатляет эта картина!»
— Особенностью стиля Аниты Малфатти была дифференцированная светимость красочного слоя, которой она добивалась мазками с более светлыми, чем основной тон, мазками. В зрелый период мастер перешла из активной экспрессии к более спокойным по настроению постимпрессионистическим приемам живописи.
1889
1897
1903
1910
1914
1915
1917
1919
1922 - 1928
1940
1951 - 1955
1964
Анита Малфатти родилась 2 декабря 1889 года в Сан-Паулу, Бразилия.
Обучалась сначала в монастыре Истернато Сан-Хосе в Руа-да-Глории.
Училась в протестантской Американской школе. Перешла в колледж Маккензи, где в 1906 году получила диплом учителя. Первые известные работы относятся к 1907-1909 гг.
Не удовлетворяясь бразильской академической системой, поехала учиться в Берлин, где сначала прошла подготовку у Ф. Бургера. Затем училась в Королевской академии изящных искусств; ее преподавателем был Л. Коринт. Испытала влияние немецкого экспрессионизма, находившегося в стадии своего повсеместного распространения по Германии. Особое впечатление получила, посетив выставку «Зондербунд» в Кёльне.
Вернувшись на родину, 24-летняя художница организовала свою выставку в надежде получить стипендию на художественное пенсионное обеспечение штата Сан-Паулу, но грант не был предоставлен в связи с началом войны. Финансировал поездку в США, как и в Европу, дядя Х. Круг.
Перенимала опыт работы авангардистов, близких к кубизму, в Независимой школе искусств в Нью-Йорке. Ее педагог Гомер Босс отличался прогрессивным подходом к обучению студентов, Анита много работала с группой в поездках. Были написаны ее лучшие работы.
Открылась первая персональная выставка в Сан-Паулу. Не желая провоцировать неподготовленную публику и критиков, художница тщательно выбрала произведения и добавила работы нескольких американских авторов-соучеников, чтоб показать, что процесс борьбы с академизмом в мире в разгаре. Однако это ее не спасло – картины были жестко раскритикованы, а их автор обвинен в космополитизме. Поддержку оказали только несколько прогрессивных литераторов.
Чтобы заработать на жизнь, художница шла на компромисс, сотрудничая со своим самым ярым критиком М. Лобато, опубликовавшим статью «Паранойя или мистификация». Работала в мастерской успешного бразильского художника-академиста Педро Александрино, преподавала в Университете Маккензи, вела курсы в Женской Гражданской Ассоциации. Познакомилась с художником-сюрреалистом Т. ду Амарал.
Принимала активное участие в организации Недели нового искусства, стала членом авангардной группы «Пятеро» (входили Т. ду Амарал, М. де Андради, О. де Андради, М. дель Пиккия). Получив стипендию, уехала на 5 лет во Францию, работала в основном в Париже и городе Луз, где встретила таких художников, как кубист Фернан Леже и фовист Анри Матисс.
Была избрана президентом Союза пластических художников Сан-Паулу. Первый вернисаж-ретроспектива состоялсяь в Музее искусств Сан-Паулу. Художница экспонировала свои работы на Первом Салоне современного искусства в Паулисте.
Участвовала в Первой Международной биеннале в Сан-Паулу, а 12 лет спустя организаторы большой Международной выставки зарезервировали отдельный зал для 45 произведений Аниты Малфатти.
Умерла художница 6 ноября 1964 года в Сан-Паулу, Бразилия.