Родилась Алиса в семье врача-фармацевта из обрусевших шведов старшей из двух детей. Образование получила в санкт-петербургском училище Святой Анны.
1902 - 1984
Алиса (Алиса-Екатерина-Ада) Ивановна Порет (Порэт, Поррет) была
Российской художницей и графиком шведско-французского происхождения, выдающимся мастером книжной иллюстрации. Ученица Кузьмы Петрова-Водкина и Павла Филонова стала ярким представителем русского авангарда, а ее квартира — своеобразным литературно-художественным салоном, где можно было не придерживаться официального и обязательного для всех творцов страны в 1930-е и последующие годы стиля соцреализма.
Алиса Порет создала по поручению П. Филонова большое количество иллюстраций к карело-финскому эпосу «Калевала» — это была коллективная работа группы «Мастера аналитического искусства». В дальнейшем музей Карелии купил у автора 50 рисунков (полосные иллюстрации, оригинальные заставки и концовки к рунам).
Художница была близким человеком и верным творческим партнером для писателя Даниила Хармса – они сотрудничали в Детском отделе Ленинградского Госиздата и в журналах «Ёж» и «Чиж». Впоследствии А. Порет стала автором внешнего вида Винни-Пуха и его друзей, нарисовав иллюстрации к первому изданию на русском языке — ожившие плюшевые игрушки стали любимыми мультипликационными героями. Художница создала серию знаменитых кошечек, в разных видах присутствовавших в каждой советской семье.
В новейшие времена Алиса Порет, не раз обвинявшаяся в формализме, наконец, признана выдающимся художником, а не только иллюстратором детских книг (в ее наследии оформление произведений Гофмана и Заходера, Маршака и Михалкова, Бианки и др). Живописные и графические произведения авангардистки хранятся в ведущих музеях России, ее работы появляются на аукционе «Сотбис».
Ключевые идеи:
— Ранние произведения Алисы Порет отражают увлечение примитивом – в дальнейшем черты этого стиля постоянно присутствовали в ее творчестве.
— Наиболее значительными в творчестве А. И. Порет считаются её произведения, созданные под руководством и под влиянием Павла Филонова – это период с 1927 по 1936 год. «Самое высшее образование получила, работая в мастерской Филонова» — записала художница.
— На вопрос, почему ее так привлекает иллюстрирование детской книги, художница отвечала, что у нее есть жизнерадостность и доброта. Эти черты, кроме безусловного таланта художника-графика, делают ее картинки живыми, характерными. При этом иллюстрации – смешные и милые, но не слащавые. Именно рисунки Порет стали прообразами любимых героев мультипликации «Винни-Пух и все остальные».
— По воспоминаниям современников, А. Порет, обладавшая невероятной точностью и быстротой рисунка, а также трудоспособностью, читала текст и сразу же делала зарисовки. Только что прочитанное в картинку превращалось моментально и составляло с ним единое целое.
— В послевоенные годы у А. Порет начался иной период творчества. Продолжая работать как иллюстратор, она создавала портреты с фотографий Струве, Филонова, Хармса, писала «воображаемых» героев – любимого И. С. Баха, В. Хлебникова, А. Эйнштейна, П. Пикассо (к 90-летию знаменитого кубиста). Многие работы содержат приемы разных течений, однако в них ничего не осталось от аналитического искусства.
— В целом наследие Алисы Порет притягивает фонтанирующим жизнеутверждающим творчеством, в котором присутствует огромный круг выдающихся современников художницы.
1902
1918
1920
1925
1926
1927
1928
1932
1940
1945
1969
1974
1980
1984
Родилась Алиса в семье врача-фармацевта из обрусевших шведов старшей из двух детей. Образование получила в санкт-петербургском училище Святой Анны.
Занималась в подготовительном классе Художественной школы-мастерской (преобразована из Рисовальной школы при Обществе Поощрения Художеств).
Поступила в петроградский Художественно-промышленный техникум, откуда через год перевелась в художественные мастерские без экзаменов. Педагогами Алисы были А. Савинов и К. Петров-Водкин.
Защитила диплом с работой «Четверо за столом» (другое название «Игроки»), высоко оцененной членами экзаменационной комиссии. Впервые проиллюстрировала детские книги.
Вступила в общество «Круг художников» и уже в конце года стала заниматься в мастерской Павла Филонова.
Потеряла мужа искусствоведа Аркадия Паппе, с которым прожила чуть больше года. Вместе с членами филоновской группировки «Мастера аналитического искусства», участвовала в художественном оформлении ленинградского Дома Печати. В рамках общей работы художники работали по двое — Порет и Глебова писали панно на одном вертикально разделённом холсте. Часть Порет — «Нищие и беспризорники».
Начала работу в Детгизе (первая книга сделана в сотрудничестве с художницей Глебовой, всего они совместно оформили 16 книг). Также сотрудничала с детскими журналами «Ёж» и «Чиж». Участвовала в показе «Современные ленинградские художественные группировки», немного позже незначительное количество работ филоновцев в свои выставки включала Академия Художеств.
Вместе с тринадцатью учениками Филонова художница участвовала в оформлении книги «Калевала» и создала наибольшее количество иллюстраций, заставок и концовок. Впервые книга, считающаяся оформительской классикой вышла в издательстве «Academia» в 1933 г.
Работала для Карело-финского издательства над «Калевалой» для детей. Пережила блокаду с мужем, композитором Борисом Майзелем (официально расстались в 1961 г.) и в 1942-ом эвакуировалась в Свердловск, где работала для издательств.
Переехала в Москву. Будучи «неудобным» и не следовавшим канонам соцреализма художником, несколько раз исключалась из Союза художников за «формализм».
Карельский музей изобразительного искусства купил у художницы 50 графических работ (иллюстрации, заставки и др.) к рунам «Калевалы».
Прошла первая персональная выставка Алисы Порет в Центральном доме архитектора. Художница начала работать над иллюстрированием детской книжки Д. Хармса для издательства «Малыш».
Персональная выставка состоялась в Московском отделении Союза художников. Ее работы приобрели различные музеи страны (Петрозаводск, Нукус, Тбилиси, Архангельск).
Алиса Ивановна Порет умерла 15 февраля 1984 года в Москве, СССР.
течение
Аналитический реализм
Неопримитивизм
друзья
Татьяна Глебова
Павел Яковлевич Зальцман
Петр Павлович Снопков
художники
Кузьма Петров-Водкин
Павел Филонов
Александр Иванович Савинов
течение
Неопримитивизм
друзья
Татьяна Глебова
художники
Павел Михайлович Кондратьев
Александр Александрович Осмёркин
Александр Григорьевич Тышлер