Родился художник 18 августа в Девонпорте, Англия. Учился в школе; с 9 лет выходил в море юнгой; обучался плетению корзин для рыбного промысла.
1855 - 1942
Альфред Уоллис — английский моряк и живописец-самоучка, яркий и самобытный представитель наивного искусства.
Живописные произведения, посвященные изображению Корнуолла, востребованы и как самоценная культурная ценность с ее чистотой и выразительностью, и как возможность видеть знаменитую местность в ее блике начала 20 века. Дом Уоллиса в самом центре Сент-Ива принимает желающих ознакомиться с местом, где жил и творил прославившийся на склоне лет художник наивного стиля. Работающий как мини-отель коттедж полон копий его произведений, оригиналы которых находятся в престижной столичной галерее Тейт.
Ключевые идеи:
— Едва грамотный моряк и рыбак Альфред Уоллис — классический пример художника-самоучки, который инстинктивно нашел способ запечатлеть свой мир через живопись. Его искусство выросло из корнуолльского моря и земли, отражая сущность этих мест. Чаще всего это были пейзажи–марины с лодками и кораблями, написанные по памяти.
— Не одно десятилетие Альфред был погружён в быт моряков и работу рыбаков, ему дополнительные наблюдения и вымыслы не требовались. Реже он писал улицы со зданиями и деревьями. Из сюжетных картин наиболее сильная «Крушение Альбы», написанная по личным впечатлениям и потому передающая неподдельную эмоцию от события, когда расколотое пополам огромными водяными валами судно ждет спасения от другого экипажа, но тот еще далеко.
— В картинах перспектива полностью игнорируется, а масштабы объектов зависят от их относительной значимости в сюжете. К примеру, рыба может оказаться крупнее лодки. Уоллис пишет работы в стилистике картографических изображений. При всей слишком очевидной наивности, произведения моряка-пенсионера продуманы глубоко и тщательно, выстроены четко.
— Уоллис пытался создать правдивое изображение и передать реальную цветовую гамму. Однако художник в средствах был стеснён и чаще всего использовал простой материал для окраски суден, экспериментируя с композитными цветами. Основой служили не холсты, а картон упаковочных коробок, доски, жестянки от консервных банок. Все это зачастую оказывалось неправильной формы, что также стало отличительной чертой живописца-самоучки.
— Несмотря на интерес к его творчеству со стороны известных людей – и художников, и критиков, и арт-дилеров, которые специально приезжали ознакомиться с картинами и приобретали их, — Уоллис продолжал использовать для работы куски картона. Он настаивал, что времени исправлять картины у него нет, если краска легла не там или не та. Изредка в цветовую гамму наряду с черным, синим любимыми цветами стали добавляться более яркие желтый, красновато-коричневый, зеленый.
1855
1870
1875
1890
1912
1920
1928
1930
1942
Родился художник 18 августа в Девонпорте, Англия. Учился в школе; с 9 лет выходил в море юнгой; обучался плетению корзин для рыбного промысла.
Стал моряком на торговом судне.
В 20 лет женился на Сьюзен Уорд, сорокалетней вдове с пятью детьми; трудился в Ньюфаундленде как глубоководный рыбак; плавал на шхунах через Северную Атлантику между Пензансом и Ньюфаундлендом.
Семья переехала в рыбацкий поселок Сент-Ив (Корнуолл). Будущий художник занялся коммерцией — был дилером магазинов по скупке и продаже разнообразных морских товаров.
Бизнес закрылся; будущий художник перебивался подработками, трудясь, в частности, в антикварном магазине, где о предметах из мира искусства, в том числе картинах, получил первоначальное представление.
Через три года после смерти жены (1922 г.) начал «за компанию писать картины» – так определил посыл коллекционер Дж. Эде, открывший художника миру и покупавший его работы в собственную коллекцию и для галереи Тейт.
Познакомился с приехавшими в Сент-Ив художниками-авангардистами К. Вудом, Б. Николсоном и его женой Б. Хепворт, П. Ланьоном и др., стал участником их творческой группы, при этом абсолютно не поддавшись влиянию новейших идей и техники профессионалов, но сам оказывал на многих заметное влияние.
Художник написал свои главные картины — «Синий корабль», «Крушение Альбы» и др.. Их приобрела лондонская галерея Тейта через помощника куратора Д. Эде. На условиях жизни художника это почти не повлияло – он продолжал жить бедно.
Умер 29 августа абсолютно нищим в работном доме Мадрона близ Пензанса. Альфред Уоллис был погребен на кладбище Барнун, откуда открывается вид на пляж Порта и на дом в Сент-Иве, где хранятся многие его картины, большинство – копии (оригиналы в арсенале галереи Тейт, Лондон). Сложное надгробие, выполненное в стиле Уоллиса из авторской плитки Бернарда Лича, изображает крошечного моряка у подножия огромного маяка.