Алексей Алексеевич Моргунов родился 21 октября 1884 года в Москве, Российская империя.
1884 - 1935
Русский художник, незаконнорожденный сын знаменитого пейзажиста-передвижника Алексея Саврасова. Алексей Моргунов находился в центре творческих событий и художественных идей русского авангарда в первые два с половиной десятилетия 20 века, но впоследствии от него полностью отошёл.
Художник был активным членом-экспонентом «Московского товарищества художников», «Союза молодежи», «Бубнового валета», становился участником таких знаковых выставок, как «Трамвай В», «Магазин» (Петроград), «Московский салон», «Мир искусства», Пятая государственная выставка картин в Москве и др.
Моргунов тесно дружил с Малевичем. Вместе они придумывали разного рода эпатажные акции футуристов. Он был завсегдатаем салона интеллектуалов у К. Крахта; увлекался теориями М. Ларионова и Н. Гончаровой, работая как в неопримитивистской, так и в кубофутуристической манерах. По стилистике раннего и позднего периодов ближе всего был к французскому фовизму.
Как профессор живописи преподавал в Государственных свободных мастерских, входил в группу «Объективного анализа» в Институте художественной культуры. В последнее десятилетие творческой карьеры, отойдя от авангарда, создавал тематические картины, близкие к стилю и отвечающие духу соцреализма.
Ключевые идеи:
— К новейшим методам художник обратился по возвращении из Европы в 1910 году – с энтузиазмом примкнул к группе авангардистов «Бубновый валет», костяк которого составляли московские «сезаннисты». Члены сообщества отрицали академическую живопись, а сам Моргунов был в это время под впечатлением от творчества Э. Мане.
— Собственные художественные приоритеты А. Моргунов первоначально определял так: «Изучение французов: Сезанна, Матисса, Ван Гога. Китайская живопись, русский лубок, персидская миниатюра, вывеска вызывает восторг…» Такое разнообразие стилей и течений отразилось в работах художника.
— Используя приемы наивного народного искусства, Моргунов «добавлял» к примитивистским техникам методы таких авангардных направлений, как фовизм, а позже – кубизм и кубофутуризм.
— Под влиянием Малевича, используя принципы супрематизма, художник создавал работы в стиле алогизма. Малевич считал ярким примером этого метода полотно Моргунова «Шаляпин идёт в баню» (сохранился только эскиз).
— В композициях периода членства в сообществе «Супремус» у А. Моргунова доминирует беспредметность, а формы объектов — различные геометрические фигуры, буквы, знаки, цифры.
— Неожиданно и полностью отойдя от авангарда в последнее десятилетие жизни и творческой карьеры, Моргунов писал сюжетные полотна «на злобу дня» — воспевал в постимпрессионистской, неопримитивистской и реалистической манерах ударный труд на стройках, жизнь колхозников и т.п.
1884
1899
1904
1909
1910
1912
1914
1915
1918
1920
1922
1932
1935
Алексей Алексеевич Моргунов родился 21 октября 1884 года в Москве, Российская империя.
Поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где занимался с перерывами; окончил его только в 1909 году. Одновременно учился в частных студиях-мастерских Константина Коровина и Сергея Иванова.
Был принят в объединение «Московское товарищество художников»; начал участвовать в выставках; посещал интеллектуальный салон Константина Крахта. Дебют Алексея состоялся на 24-ой Периодической выставке в московском Историческом музее, где он представил свою картину «Лес».
Отправился в образовательную поездку по Европе; посетил Германию, Францию, Италию, изучал современную живопись; увлекся Мане, фовистами и кубизмом.
Вышел из объединения Московского товарищества художников. Снял мастерскую на Остоженке, известную под названием «Моргуновка», которая стала своеобразным клубом и местом встреч левых творцов и «свободной академией» для сеансов с натурой. Примкнул к группе М. Ларионова и стал одним из 37 участников первой выставки группы «Бубновый валет». Сделал для группы выставочный плакат-афишу, однако ключевой фигурой объединения не стал.
Художник входил также в группу «Бытие», в числе других тяготевших к кубофутуризму и абстракционизму мастеров отделился от «валетов» и вошел в независимую группировку «Ослинный хвост», участвовал в ее единственной выставке. Основная идея — объединить европейские новейшие течения с традициями русского народного примитивного искусства (лубок, иконопись). В том же году стал членом и постоянным экспонентом «Союза молодежи».
Стал одним из ближайших сподвижников и единомышленников К. Малевича. Вместе с ним, а также И. Клюном, основал феврализм. Эстетические основы и идеология сформулированы не были – просто провозглашался «отказ от разумного», «развоплощение» всего искусства, вплоть до отрицания самой живописи и использование жестов и поступков (друзья прошлись «парадом футуристов» среди буржуазной публики с красными деревянными ложками, вставленными в петлицы пиджаков, о чем написали газеты).
Участвовал в авангардистских выставках «Трамвай B» и «Магазин» (последняя организована в Петербурге Татлиным), позднее экспонировался «Московском салоне» – объединении живописцев из разных художественных направлений.
Был членом коллегии ИЗО Наркомпроса; начал преподавать в должности профессора живописи в Первых Свободных государственных художественных мастерских. Участвовал в Пятой государственной выставке картин в Москве.
Работал в разных комиссиях Наркомпроса, стал членом Пролеткульта и входил в группу «Объективный анализ» в Институте худ. культуры. Довольно резко оставил авангардные группировки и обратился к фовизму, неоклассицизму, реализму.
Работы Моргунова экспонировались на выставках советского искусства в Берлине, через несколько лет — в показе «Contemporary art of Soviet Russia» (Нью-Йорк, 1929). В последнее десятилетие карьеры писал картины о Днепрострое, нефтепроводах и других событиях в стиле постимпрессионизма и реализма.
Участвовал в юбилейной выставке «Художники РСФСР за 15 лет». Несколько его картин были репродуцированы на открытках издательством Общества Московских художников, членом которого Моргунов был до конца жизни.
Художник умер в год своего пятидесятилетия немногим раньше Малевича.
течение
Неопримитивизм
Кубофутуризм
Неоклассицизм
Соцреализм
друзья
Казимир Малевич
Владимир Татлин
Давид Бурлюк
художники
Эдуард Мане
Поль Сезанн
Анри Ле Фоконье
Пабло Пикассо
течение
Кубофутуризм
друзья
Иван Клюнков
Наталья Гончарова
Михаил Ларионов
художники
Любовь Попова
Надежда Удальцова
Василий Рождественский
Александр Веснин