Александр Куприн - SKETCHLINE

назад

1880 - 1960

Александр Куприн

описание

Русский, а затем советский живописец и педагог. Мастер натюрморта и городского пейзажа. Один из членов-учредителей выставки и творческого объединения «Бубновый валет».

Александр родился в семье преподавателя уездного училища. С детства увлекался музыкой (написал несколько фуг) и рисованием. В результате долгого ученичества усвоил петербургскую и московскую традиционные школы рисунка и живописи, а также прошел хорошую практику творческой работы непосредственно во Франции.

Почти полстолетия Куприн занимался активной преподавательской деятельностью. Был членом-корреспондентом Академии художеств СССР (с 1954 г), утвержден в звании Заслуженный деятель искусств России (в 1956 г). Многие его студенты стали выдающимися живописцами.

Ключевые идеи:

— Еще будучи студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества Александр Куприн был поражен новой французской живописью и с энтузиазмом принялся за поиски чистого и открытого звучания цвета. Чуть ли не первым опытом стала картина, на которой натурщицу он написал чистым желтым цветом. Выразительность колорита молодого художника заинтересовала настолько, что осталась его пламенной страстью навсегда.

— Другая ключевая идея, воспринятая Куприным, — лаконизм форм и цветовых элементарных сочетаний, который позже сменился кубистическими увлечениями. Александр стремился совместить цветовые решения и, отыскав одновременно в визуальных формах объектов их внутреннюю структуру, открыть внутреннюю закономерность. Так появлялись многочисленные натюрморты. Главными в них оказывались две задачи: найти выразительные цветовые решения и четко построить обобщенно-геометрические формы.

— В работах господствовали жесткие объемы, с реальной формой и размерами предметов, как и их натуральным цветом, не совпадающие. Художник составлял натюрморты из собственноручно изготовленных муляжей цветов и плодов, подчиняя композицию внутренней своей логике.

— Стремление создать собственными силами выверенную художественную концепцию приводит Куприна к индивидуальной манере в самой традиционной тематике. Он наполняет натюрморты культурно-значимыми предметами: трубками, скульптурами. Порой использует лошадиный череп и прочие экзотичные объекты.

— В то же время осязаемо-живая, изменчивая и полная движения природа у художника есть – она предстает, к примеру, в крымских пейзажах. При этом наблюдается тонально сближенный с натюрмортами и сюжетными картинами колорит, сохраняется декоративная насыщенность. Этим своим правилам, как и культуре цельного видения, Куприн не изменял даже в сериях индустриальных видов: нефтяных промыслов, фабрик, металлургических заводов.



Александр Куприн

Они повлияли

течение

Импрессионизм

Постимпрессионизм

друзья

Михаил Ларионов

Петр Кончаловский

Роберт Фальк

художники

Оскар-Клод Моне

Поль Сезанн

Винсент Ван Гог

Анри Матисс

Пабло Пикассо

Жорж Брак

Лев Дмитриев-Кавказский

Константин Юон

Константин Коровин

Абрам Архипов

Леонид Пастернак

Андре Дерен

Он повлиял

течение

Супрематизм

друзья

Михаил Ларионов

Петр Кончаловский

Георгий Мотовилов

художники

Казимир Малевич

Василий Кандинский

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1930

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1927

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1926

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1925

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1919

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1918

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1917

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1914

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1912