Родился 25 ноября 1881 года в городе Мстиславле на территории современной Республики Беларусь.
1881 - 1941
Украинский и американский художник с еврейской родословной, родившийся в Беларуси. Абрам Маневич принадлежит к плеяде мастеров, которые усваивали художественные новации времени и стояли у истоков украинской культуры 20 столетия. Время, обозначенное социальными потрясениями, определило судьбу художника — его жизненный путь протянулся от берегов Днепра до берегов Гудзона. Как в Европе, так и в США художник ассоциировался именно с украинским авангардом.
Ключевые идеи:
— Новаторское искусство Абрама Маневича как зеркало отражает живописные поиски первой четверти 20 столетия. В основе у художника превалировало декоративное начало с явственными признаками кубистической манеры и экспрессии. Как талантливый пейзажист, он воспроизводил неповторимость образов земли, на которой доводилось жить, был признанным певцом провинции.
— Во многих произведениях ощущается скорбь его гонимого народа, которую он в детстве знал, живя в еврейских кварталах полесского маленького Мстиславля. На картинах мастера маленькие города украинской Черниговщины и Подолья, окрестности Соломенка, Пскова, окраины Москвы, одноэтажная Америка и фермерская Канада, в которых всегда тонко звучит элегическое настроение.
1881
1901
1905 - 1910
1912 - 1913
1915 - 1919
1921 - 1922
1923 - 1929
1930-е гг.
1940-е гг.
1941
Родился 25 ноября 1881 года в городе Мстиславле на территории современной Республики Беларусь.
Поступил в Киевское художественное училище, где его соучениками и товарищами стали А. Богомазов, А. Экстер , А. Лентулов, А. Архипенко. Уже в 1903 и в 1904 гг. несколько работ были экспонированы на коллективных выставках Киевского литературно-артистического общества.
Обучался два года в Мюнхенской академии искусств, по возвращении в Киев провел свою первую персональную выставку в городском музее. Выставка принесла не только творческий успех, но и деньги от продажи картин, на которые он совершил путешествие в Швейцарию, Францию, Италию. На Капри познакомился с М. Горьким, написал его портрет. Участвовал в выставках Московского Общества любителей искусств, в Весенней экспозиции Академии искусств Петербурга, в киевской выставке «Мира искусства» и престижных Всероссийской выставке в Одессе и Венском Сецессионе, проходивших в 1908 г.
Участвовал в парижском осеннем Салоне, а затем в престижной галерее Дюран Рюэля в состоялась персональная выставка произведений художника, и требовательно-избалованная парижская публика увлеклась пейзажами никому не известного киевского художника. Знаменитый поэт-урбанист Э. Верхарн прочитал несколько лекций о живописи Маневича, А. Луначарский отметил, что сильный художник «привнес неба и воздуха, немного печали и улыбки родной природы» в Париж.
Спланированные еще до войны персональные выставки художнику удалось провести в Москве (галерея Лемерсье, галерея Саурова и др.), в Петрограде (художественное бюро Н. Добычиной). Возвратившись в Киев, он занимал должность профессора в только что открытой Украинской Академии искусств, сотрудничая с Ф. Кричевским, Г. Нарбутом, Н. Бурачеком и участвуя в коллективной экспозиции профессоров Академии. В результате Трипольской трагедии погиб его 17-летний сын.
Прошла персональная выставка в Варшаве. Не приняв революционных перемен и бедствий (приходилось писать на обеих сторонах холста), художник с женой и дочерью с помощью А. Луначарского и М. Горького через Минск и Европу эмигрировал в США. Поселился в Бронксе (район Нью-Йорка), где его соседом оказался Давид Бурлюк.
Персональные показы прошли в институте искусств Балтимора, в галереях Беблака (Нью-Йорк), Андерсена (Чикаго), Гордона (Детройт), Дюран-Рюэля (Нью-Йорк), в Музее искусств Балтимора. Участвовал в групповой интернациональной выставке в Филадельфии (1926), в экспозиции «51 художник» (Нью-Йорк, 1929 г).
Познакомился и тесно подружился с Альбертом Энштейном. Продолжал активно писать и экспонироваться. Индивидуальные показы состоялись, кроме трех в Нью-Йорке, дважды в Монреале, Бостоне, Хартфорде, Скрентоне. Из коллективных выставок наиболее значительные: в Академии искусств Буфало, в галерее Хаммера («150 лет российской живописи», 1935), на Конгрессе американских художников (1938 г).
Неизлечимо больной художник продолжал работать. Последняя прижизненная экспозиция состоялась в музее искусств Филадельфии в 1941 г.
Ушел из жизни 30 июня 1941 года в Нью-Йорке, США.