Русский скульптор-монументалист, мастер портретного жанра в мраморе и бронзе, профессор, автор теоретических трудов по монументальному искусству.
Характер природного дарования позволил Вучетичу стать одним из самых выдающихся представителей «советского классицизма», чьи работы известны во многих странах мира. Он неоднократно удостаивался Гран-при международных выставок, его заслуги оценены шестью государственными премиями СССР, а также премией имени Дж. Неру.
Скульптор награждался медалями и орденами (в том числе как участник Великой Отечественной войны), был Вице-президентом Академии художеств, стал Героем Социалистического Труда и Народным художником СССР.
В своих работах Евгений Вучетич запечатлел наиболее значимые события в истории своей страны, образы его произведений символизируют военный и трудовой героизм народа. Такая тематика обусловила драматизм творений, всегда, тем не менее, носивших жизнеутверждающий характер.
Наиболее значительными по масштабу являются скульптурные ансамбли в Берлинском Трептов-парке и на Волгоградском Мамаевом кургане. Скульптура «Родина-мать зовет» была вписана как самая высокая нерелигиозная статуя в мире в Книгу Рекордов Гиннеса.
Ключевые идеи:
— Занимаясь в художественной школе Ростова-на-Дону, юный ваятель увлекался изображением битв и разящих врага стремительно скачущих всадников. Уже в ученических ранних работах сказывался сильный темперамент скульптора, стремящегося передавать романтику, жизненную экспрессию событий.
— Став одним из создателей особого стиля «сталинского классицизма», Евгений Вучетич силой реалистического обобщения воссоздавал важнейшие события в истории страны, а созданные им образы чаще всего имели значение героического символа.
— Как монументалист по характеру своего дарования, Вучетич привносил в свои замыслы пластику модерна с её тяготением к грандиозным ансамблям, поражающим воображение. Это относится прежде всего к многофигурным сюжетным горельефам.
— Вучетич изваял немалую галерею скульптурных портретов героев войны, в которой сам принимал участие. Работая в бронзе и мраморе, он старался находить новые композиционные решения. Некоторые бюсты созданы в стиле торжественного барокко, в других наблюдается следование традициям (в частности, скульптор любил творчество Федора Шубина), а в иных изваяниях отмечается то романтическая взволнованность, то пафос драматизма.
— Работая в соавторстве с архитекторами, Вучетич мыслил глобально и продумывал десятки скульптур и памятников, которые войдут в один мемориал и будут дополнять друг друга, составляя своеобразный рассказ о событиях истории.