Канадский художник-самоучка индейского происхождения, основатель Woodland School (Вудлэндская или лесная школа).
Самый оригинальный и известный художник своей страны. Норваль Мориссо стал первым, кто изобразил на полотнах древние мифы и легенды, передаваемые устной традицией племени оджибва (Ojibwa). Наивный художник считается создателем художественного стиля «Вудленда» («лесная земля»). В 1989 году стал единственным из канадских художников, приглашенных к участию в выставке «Волшебники Земли» в Парижском Музее современного искусства. Его персональные выставки наперебой устраивали знаменитые галереи США. Художник удостоен почетной степени в Королевской академии искусств своей страны и наивысшей гражданской чести – членства в Ордене Канады, а также получил высшую награду Ассамблеи первых наций -Орлиное перо. Его работы приобретают самые престижные музеи мира.
Ключевые идеи:
— Художника-самоучку из Канады побывавший на его парижской выставке Марк Шагал сравнивал с самим Пикассо. Сам Норваль Мориссо в юности мало верил, что его произведения будут покупать важные и ученые господа, а тем более — устраивать показы в музеях. В своей книге «Легенды моего народа – великих оджибвеев» он заявлял, что является художником от природы и что его главная задача – нарисовать те истории и легенды, которые он слышал, чтобы сделать их достоянием всех живущих на земле.
— Рассказанные им мифы просты и сакральны в своей общечеловеческой ценности. В картине «Великий орел» показана взаимозависимость всех жизненных циклов, а «Жизнь на пруду» интерпретирует отдельные эпизоды, порой причудливые. «Ветвь жизни» рассказывает о молодости, а полотно «Мать-Земля» повествует о мирномй дне в окружении красот природы. «Сила изнутри» повествует о шамане, взывающем к духу великого медведя, способного защитить брачный союз.
— Глобальная философская задача решается в произведении «Никто не стоит наедине» — и действительно, кто ж будет спорить, что все земные существа, жизнь моря, земли и неба между собой связаны. Художник называл это «алфавитом природы» и грамматикой, где символами являются растения, животные и птицы, рыбы, земля и небо». И все это знает его племя, поэтому мир не должен считать его невежественным.
— Норваль работал неистово и в любых, подчас нечеловеческих условиях, сумев создать более 15 000 полотен за 43 года. Он разработал не только свой узнаваемый художественный язык, но и собственную технику. Сюжеты, которые знал или которые приходили к нему в фантазиях, постепенно менялись, как и манера их воплощения: цвета становились все ярче, начинали сиять словно неон.
— Во многих произведениях Морисс имитировал витражный стиль, поразивший его в тюремной церкви. В тематику вплетались христианские по-своему осмысленные мотивы (к примеру, «Индейский Иисус Христос»).
— Н. Мориссо международное признание приобрел за свой инновационно-яркий, порой провокационный стиль. Его работы вызывают мысли о детской простоте и желании сделать рассказ праздничным. От природы одаренный колорист, он сочетает сногсшибательные оттенки: в одной картине могут присутствовать ярко-желтый и не менее сочный фиолетовый цвет, а на «окраине» явиться еще и элемент с ярко-зеленой «внешностью».