Август Роберт Людвиг Маке – немецкий художник-новатор, один из лидеров в экспрессионистской группе «The Blue Rider» («Синий всадник»), автор программных сочинений, опубликованных в одноименном альманахе, вышедшем под эгидой объединения.
Был младшим из троих детей успешного инженера-строителя Фридриха Маке и Марии Флорентины, происходившей из крестьянской семьи. Семья вскоре после рождения сына переехала в Кёльн, а затем в Бонн, где мальчик поступил в реальную гимназию, а родители организовали пансион. Отец Августа писал пейзажи и коллекционировал старинные гравюры, монеты – так что увлечение живописью не было случайным. Первые акварели юноши датированы 1902 годом.
Участник и соорганизатор выставок авангардистов в Германии. Август Маке был убит в возрасте 27 лет в самом начале Первой мировой войны. В Бонне открыт Дом-музей художника, а при нем основан August Macke Institut, занимающийся междисциплинарными исследованиями, в частности, Рейнского экспрессионизма: изучением архивных материалов, наследия художников, связанных с данным направлением искусства.
Ключевые идеи:
— В творчестве Августа Маке, формировавшемся при последовательном увлечении различными художественными направлениями современной ему эпохи, прослеживаются символизм и импрессионизм (именно в таком порядке), постимпрессионизм (поздняя рационалистическая традиция), орфизм, абстракция. Из всего этого он приобрел индивидуальный стиль, который отражал склонность к изображению позитивного образа цельного мира с гармонией сосуществования человека и его окружения.
— Типичным для портретов, пейзажей и сюжетных полотен Маке являются цветовые и световые эффекты – всегда продуманные и тщательно подобранные и проработанные. Картины кроме того, что производят впечатление радости, лёгкости, выполнены без свойственной экспрессионистам некой размашистой небрежности. Контуры четкие, но довольно тонкие и гармоничные, не бьющие нарочито в глаза, вызывая дополнительную экспрессию. Как заметил один критик, «образы Маке удовлетворяют жажду» встречи с прекрасным.
— Еще одна особенность А. Маке — приверженность к передаче предметного и довольно реалистичного мира, через который звучит и символистская идея, и чувственность, свойственная экспрессионизму. О своем желании «найти энергию цвета, образующую пространство, не довольствуясь мертвой светотенью» художник писал французскому другу Р. Делоне. И в одной из последних своих картин «Канатный плясун» художник близок к решению этой задачи. В произведении, написанном горящими красками, сложное линейное построение, напряженные цветовые решения и вся пространственная, уводящая в глубь полотна композиция передают ощущение праздничной приподнятости настроения артистов и зрителей.
— В отличие от коллеги и друга Ф. Марка, изображавшего природу, А. Маке интересовало изображение человека и городской жизни. И оптические открытия Шеврейля, которые изучал и развивал другой его товарищ Р. Делоне, помогают художнику писать сады и городскую архитектуру, пронизанную светом.
— Абстракция, которой на короткое время увлекся Маке, была скорее исключением в его творчестве, поскольку отвлечённые темы и умозрительные размышления о проблемах метафизических были чужды Августу, по-настоящему интересовавшегося реальной жизнью.