Испанский художник-самоучка до того, как в 50-летнем возрасте занялся изобразительным искусством, был активным членом революционных движений. Работы художника с подачи П. Пикассо приобретали Пабло Неруда, Франсуа Миттеран и Дэвид Ротшильд , Грета Гарбо и Хелена Рубинштейн, его персональные выставки устраивали несколько галерей Европы. Он был участником значительных коллективных экспозиций в Базеле и Риме, Роттердаме и Рабате, Загребе и Белграде. Кроме европейских музеев (Париж, и др.), картины приобретали музеи США, Бразилии. Художник включен в Единый художественный рейтинг «10 000 Величайших художников мира XVIII–XXI вв».
Ключевые идеи:
— Самостоятельно приобретя некоторые знания по рисунку и живописи, Мигель Гарсия Виванкос сначала писал для заработка небольшие картинки с изображением видов Парижа (обычно использовал как холст носовые платки). Их покупали на память после войны солдаты американской армии. Далее живопись пришла к пожилому революционеру как откровение.
— Ностальгия по родине (Виванкосу режимом Франко был запрещен въезд на территорию Испании) во многом определяла тематику работ: пейзажи своей страны, ее фиесты, взгляды на деревню, как и парижские интерьеры и натюрморты, он наполнял цветом и характерными деталями. Наиболее частый сюжет – архитектура в окружении пейзажа, который мог быть и близким к реальному, и совершенно далеким от правдоподобия.
— В интервью мадридской прессе Мигель Виванкос сказал: «У меня сложилось впечатление, что я никогда не покидал Испанию. Я здесь дома, и люди, с которыми я встречаюсь, — это мои люди».
— Как человек, долго боровшийся за справедливость, Ваванкос не избежал дидактики в своих картинах. Наивным живописцам в целом свойственна назидательность, ведь главный их посыл – улучшить мир своим творчеством или по меньшей мере – показать, каким он должен быть. В серии картин под общим названием «Великие идеи западного человека» есть длинные подписи-наставления. Художник отображает в них, какими должны быть законы культуры, красоты, морали, чтобы человек и общество в целом могли постичь гармонию бытия.
— Как и у других наивистов, долго сдерживаемая страсть к рисованию, проявилась у Виванкоса со взрывной силой. По незнанию методов и технологий изобразительного искусства художник, наделенный талантом композиционного построения и гармоничных цветовых решений, писал «как умел». Специалисты определяют данный феномен как первобытно-первородный, «чистый» от выработанных столетиями канонов. Не важна неловкость изображения, а важен факт, что в картинах представителей наивного искусства есть высшая реальность вещей, а не их «внешность» и не их почти космическая сущность, которую пытаются вычленить и передать профессиональные художники-авангардисты.