1921
Материалы: картон, темпера.
Местонахождение: находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва (Россия).
Символическое полотно стало «побочным» продуктом при создании занавеса для сцены Большого театра. Эскизы признали «неподходящими», и художник создал по ним станковую картину. Советское искусствоведение, однозначное в трактовке, определяло пышущее жаром произведение как патетически-монументальное прославление рождения страны Советов, приравненное в фэнтезийном творении к восхождению нового светила. В современном изложении она чаще рассматривается как изображение всемирной катастрофы, поскольку люди, тянущиеся пламенному шару, падают, возможно, гибнут. Иные бегут или отползают прочь в каменистое безжизненное пространство. Показательно, что И. Шмелёв на обложке «Солнца мёртвых», описывающего крымский Красный террор, воспроизвел именно эту картину. Не лишен основания и взгляд на сюжет как миф о первозданном творении, если учесть, что люди или голые, или в шкурах. Вся стилистика в любом случае далеко не радостная, а повествующая о катаклизме вселенского масштаба.