Архитектурный модернизм — это совокупность направлений в теории и практике архитектуры первой половины ХХ века, опирается на философию рационализма и ставит на первый план целесообразность и полезность архитектурного объекта, ищет новых форм и принципов для отражения в архитектуре новых общественных отношений.
Пионеры современной архитектуры:
• Вальтер Гропиус;
• Рихард Нойтра;
• Людвиг Мис ван дер Роэ;
• Ле Корбюзье;
• Алвар Аалто;
• Оскар Нимейер;
• Адольф Лаос;
• Фрэнк Л. Райт;
• Кензо Танге.
Особенности модернизма:
1. Одновременное многообразие творческих направлений и концепций;
2. Вера в прогресс, преданность гуманизму, доверие к рациональному;
3. Приоритет новаторства и соответствие архитектуры времени;
4. Использование современных материалов;
5. Эстетическое освоение технологических новаций;
6. Рациональная основа архитектуры;
7. Структурная обусловленность архитектурной формы;
8. Соответствие формы функции;
9. Приоритет формы над содержанием;
10. Отсутствие исторических интерпретаций и заимствований в архитектурно-пространственной среде;
11. Отсутствие национальных архитектурных традиций. Создание интернационального стиля, который определяется с помощью трех главных принципов:
— Открытые пространства. Архитектура проектируется как объем, а не масса.
— Модульность. Важнейшим средством архитектурного проектирования является не осевая симметрия, а внесение порядка и ясности.
— Лаконичность. Осуждение произвольного декорирования.
12. Рационализм:
— Сознательное и концептуальное эстетическое самоограничение деятельного диапазона в решении творческих задач путем четкого осмысления избранных средств и методов и ограничения «творческой палитры»;
— Социальный утопизм: декларативное стремление радикально решать многочисленные социальные проблемы средствами градостроительства, архитектуры и искусства;
— Метафоризация техники и технологии, заимствования принципов формообразования из техники, а методов архитектурного проектирования из инженерных технологий;
— Разработка методологии промышленного дизайна и художественного конструирования;
— Эстетическая, философская и идеологическая взаимосвязь с художественным авангардом;
— Принципиально новое и характерное только для ХХ века явление в изобразительном искусстве, связи с так называемым «абстрактным» (беспредметным) искусством и создаваемой им пластикой.
Считается лучшим из его произведений европейского периода. Плоскую плиту перекрытия здания поддерживают тонкие металлические опоры; стены, освобождены от конструктивной функции, только расчленяют и организуют пространство. Они не образуют законченных объемов, не запирают пространство, но как бы направляют его непрерывное течение. Четкая граница между внутренним и внешним пространством в этом сооружении отсутствует. Выразительность композиции усиленная контрастами материалов – травертина и оникса – облицовка стен, стекла разных цветов и блестящей стали опор. В композицию здания введен водоем строгих контуров с бронзовой фигурой танцующей девушки, стоящей посреди него (скульптор Г. Кольбе).
О функциональном назначении павильона Мис ван дер Роэ говорил: «Здание имеет долгую жизнь, оно переживает большинство из своих основных функций и поэтому должно отвечать другим целям, и единственным неизменным фактором во все времени должна оставаться ее красота». Павильон в Барселоне был началом деятельности Мис ван дер Роэ, как мастера утонченно-элегантных уникальных произведений современной западной архитектуры. Концепция единства внутреннего пространства сооружения, заявленная павильоном, получила последовательное развитие в дальнейшем творчестве мастера.
Принципы барселонского павильона применены к жилому дому. Здесь – та же концепция свободного плана по структуре в виде металлических столбов и стен-экранов, внутри которого «переливается» пространство. Принцип слитной пространственной системы был соблюден в нефункциональной.
В сооружении выражена идея независимости здания от изменения функций. Единственное нерасчлененное пространство с выражением его в лаконичном «чистом» объеме. Здание представляет собой простую прямоугольную металлическую структуру на восьми колоннах, между которыми подвешено две горизонтальные плоскости – пол и перекрытия. Третья, меньше по площади, плоскость создает открытую террасу-крыльцо. Единственным местом, которое имеет материальные пределы, является облицованная красной древесиной сантехническая зона. Дом лишен угловых опор, плиты перекрытия и полы висят в пространстве (или плывут, когда участок подтопляется водами близкой реки). Мис ван дер Роэ развивает концепцию «универсального» здания – предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого расчленена стойками, что равномерно повторяются. Белый тон эмалевой покраски структуры здания контрастирует с яркой зеленью окружающего парка. По всему периметру дома – сплошная стеклянная стена, стирающая границу между архитектурной средой и естественной – сад будто проникает в дом.
«Модулор» в Ле Корбюзье – это замена десятичная системы мер рядом пропорциональных величин, связаны х с пропорциями человека. «Модулор» делится на две шкалы: красная и синяя. Модулор основывается на двух базовых элементах:
1) величины, источником которых является фигура человека;
2) цепи пропорций, которые связывают эти величины между собой;
Ле Корбюзье принял за основу своих измерений два положения человека: 1 – стоящая (высота 1, 83 м), которая обозначила»красную серию», 2 – стоящая с поднятой рукой (высота 2, 226 м), которая обозначила «синюю серию». Каждый отрезок «красной серии» является половиной одного из отрезков «синей», как сочетание золотого сечения и двойственности.
В вилле Савой использованы 5 основных отправных точек современной архитектуры Ле Корбюзье:
• «Дом возводится на сваях, чтобы отделить его от земли, и эффективно использовать землю. Исторические орнаменты полностью отсутствуют. Абстрактный скульптурный дизайн.
• Активное использование белого цвета, ассоциировался с новизной, чистотой, простотой (Ле Корбюзье написал книгу под названием «Когда соборы были белыми»)
Сооружение имеет свободную планировку.
Переходы между этажами – нетрадиционные, динамические – винтовые лестницы и пандусы;
• встроенная мебель;
• ленточные окна;
• сад на крыше.
• интегральный гараж (кривая на первом этаже дома обусловлена радиусом поворота Ситроен 1927).
В сооружении заметный поворот к монументализации, символизации и метафоризации архитектурной формы. Капелла была построена на месте разрушенной во время войны церкви – места христианского паломничества к священному целебному водному источнику. В свою очередь, — христианский храм был построен на месте древнего языческого храма солнцепоклонников.
Образ здания многозначен. Оно напоминает больше древнюю монументальную мегалитическую архитектуру с ее сложной и нерегулярной геометрией. Криволинейная южная стена часовни выходит за пределы восточного фасада и отклоняется в сторону, раздвигая пространство церкви таким образом, что весь капюшон склона холма перед восточной ее стеной и алтарем под нависающей кровлей включено к архитектуре здания. Криволинейную геометрию кровли часовни сознательно тектонически отдельно от стен (путем создания более стенами горизонтального светового зазора) – таким образом создано визуальное впечатление покрова (символа священного омофора Богородицы), простирающегося над внутренним пространством часовни.
Здесь прослеживается пластическая трактовка темы корабля. Кровля очень похожа на корабль. Корабль-ковчег – хранилище. Это будто скульптура из бетона. Там есть не очень большое внутреннее пространство. Есть открытый алтарь, где прихожане собираются под открытым небом. Ле Корбюзье создал образец монументальной архитектуры-скульптуры, к тайне которой можно приблизиться только с помощью обращения к подвижному действию природных стихий солнечного света и воды — при этом железобетонная скульптурная пластика часовни оказывается в динамике ее восприятия. Она одновременно есть конечным пунктом христианского паломничества, сложной солнечной машиной, которая все дневное время концентрирует яркие лучи в алтаре и зале часовни и — водным каскадом, что способен собирать и направлять дождевую воду. Христианскую мессу можно, таким образом, отправлять как в уюте часовни, так и под открытым небом, на склоне холма.
В интерьере он иначе работает с бетоном, с витражом. Делает очень толстые стены, маленькие окошки. В некоторых из них – цветное стекло. В некоторых – белое. В этих витражах нет никаких изображений. Но эти окошки расширяются внутрь – такие раструбы света, которые полностью передают ощущение потока божественной благодати. Идея трансцендентного решается через световые потоки.