1. Апологет архитектурного «единого». Гармония как основная цель архитектора, в которой лежит представление о здании как о целостном организме. Все его части взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ни одна часть быть не может быть произвольно изъята, добавлена или заменена.
2. Автор идеи «органической архитектуры». Идея состоит в создание зданий и сооружений, раскрывающем свойства естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт. Природа в понимании Ф. Райта — «это не только то, что находится «снаружи». «Органическое» в архитектуре касается сущего, к целостности, оно «интегральное» или «внутренне присущее». «Органическое» — отношение «части» к «целому». Пространство — объединяющее начало. Райт апеллирует к восточным культурам, в частности к идеям Лао Дзи, «что реальность дома заключается не в четырех стенах и крыше, но во внутреннем пространстве». «Органическое» воплотились в Ф. Райта в свободном перетекании внешних и внутренних пространств.
3. Ф. Райт подчеркивает духовную сущность архитектурной целостности и дает ему техническое толкование, увязано с идеей пространственного приоритета — взаимосвязью внутренних и внешних пространств ( «дух вырастает изнутри наружу»).
4. Был неистовым противником культа техники, относится к категории архитекторов-гуманистов. Идея трансформации промышленной техники с помощью искусства. Принимает новую технику, активно интересуется проблемами массовой продукции, но против, чтобы техника становилась между человеком и его естественными потребностями.
5. Архитектура не может быть портативной, ее особенности обусловлены средой. Местность и ландшафт детерминируют архитектурное формообразование. Связь между ними — необходимость. Сооружение как бы продолжает окружающую среду. Все здания автора вписываются в природу, их внешний вид вытекает из внутреннего содержания. Отступление от традиционных законов формы — можно назвать «органической архитектурой». Архитектор творит так, как творит природа, включая архитектуру в естественное окружение.
6. В основных принципах формообразования присутствует тесное сочетание человека, функции, окружения. Идея эргономичности. В основе проектирования среды обитания человека и его окружающих предметов лежат пропорции человеческого тела.
7. Заимствования из Японской культуры:
1) Камин — предмет сакральной важности в архитектурно-пространственной среде особняков Райта и их основная доминанта.
2) Эстетизм в неоштукатуренной кирпичной кладки камина и труб, потолка, придающее интерьеру, склонному к постоянным изменениям некоторую статичность, надежность;
3) Внешние границы внутреннего пространства, наоборот вызывают впечатление временности, сменности за счет остекления внешних пределах здания;
4) Роль смягчения света, регуляции его интенсивности и защиты стеклянных поверхностей от атмосферных воздействий отводится вытянутым большим карнизам;
5) Отсутствие случайных деталей. Интерьер изменчивый, мобильный приспособлен к изменениям, которые постоянно вносятся человеком — зонируется с помощью ширм.
6) Применение натуральных строительных материалов — дерева, камня. Скульптурная пластика заменяется плоскими поверхностями. Окрашенные стены заменяются нетонированным деревом.
7) Упрощение быта человека, избавление от накопления ненужных вещей. Традиционный гараж заменяется навесом. Чердак и подвал также убираются из контекста сооружения.
8)Теория «городов широких горизонтов».
В творчестве Ф. Райта различают два основных, плодотворных периода:
1. «Стиль прерий» — с 1901 по 1909
2. Стиль Райта — (1936 — нач. 1940).
Период строительства: 1901
Где: Иллинойс
Дом построен без фундамента, располагаясь на бетонной плите. В плане — крестообразный. Основная доминанта — камин, расположенный в центре дома, как его обьединяющее начало.
Остекленение занимает большую площадь, связывает дом с окружающей средой.
Крыша очень пологая. Карнизы имеют большой вынос, что способствует защите от атмосферных воздействий.
В отделке использованы природные материалы.
Период строительства: 1916–1922 гг.
Где: Токио
Материалы:
Сооружение сложное в плане. Оформление фасада совмещало стилистические находки Райта в «домах прерий» и стилистику традиционной японской архитектуры. Ядром здания были помещения общего пользования, а в боковых крыльях сконцентрированы номера. Дворики с озеленением, скульптурой, бассейнами окружали сооружение.
Период строительства: 1936 — 1939
Где: Пенсильвания
Материалы: Природный камень, стекло, железобетон и дерево
Формообразование в данной постройке обусловлено ландшафтом — расположение в гористой скалистой местности над водопадом. Дом построен в виде террас, расположенных на разных уровнях на железобетонных плитах, вокруг несущего вертикального ядра с тесового камня. Автор использует железобетонные конструкции (выступающие и западающие). Стены частично каменные со значительным площадью остекления, органично связывает сооружение с природной средой. Учтены пропорции человеческого тела.
Интерьер открытый, объединенный, а не расчлененной перегородками. Потолки достаточно низкие для подчеркивания горизонтального направления сооружения.
Период строительства: 1943 — 1959
Где: Нью-Йорк
Материалы: Стекло и железобетон
Городская среда расходилась предпочтениями Райта. Здание Музея Соломона Гуггенхайма выделяется и выпадает из контекста застройки Нью-Йорка, контрастирует с ней. За основу формообразования взята бионическая форма улитки, стилизованная до вида перевернутой пирамидальной башни внешнем виде. Придуманный зодчим прием «решения внутренней функции» музея становится доминантой формообразования. Этим проектом Райт сломал стереотипы анфиладного планирования музейных помещений. Художественная экспозиция формируется вдоль спирального пандуса, который идет вниз и окутывает центральное атриумное пространство. Посетитель поднимается на лифте, а затем начинает спускаться по спирально пандусу, на котором размещена картинная галерея. Громадный пандус, охватывающий внутренний атриум, перекрытый прозрачным куполом, занимающим основной объем здания. Купол создает рассеянное освещение. Композиционной и функциональной особенностью интерьера музея является сочетание значительного озелененного пространства атриума и пространства вдоль пандуса. Возможность переключения внимания посетителей с экспозиции на пространство атриума избавляет от ощущения «музейной усталости».