1960 - 1980
Постмодернизм – явление и период в культуре 60-80-х годов ХХ века, которое обозначилось глубоким разочарованием в идеологии исторического прогресса, сформулированной французскими просветителями XVIII в. и основанной на идее рациональной перестройки общества и человека. Постмодернизму присуща своя философия и художественный язык. В архитектуре явление постмодернизма многогранное, разностороннее и нечеткое, которое, в общем, состоит в уходе от философского, нравственного и формального диктата рационализма с помощью игрового и иронизирующего отношения к архитектурной форме, архитектурно-исторических цитат, стилистических накоплений. Постмодернизм возникает как реакция на модернизм, как полемика с модернизмом, его итог и переосмысление.
Общие черты постмодернизма:
Основные принципы постмодернизма в архитектуре по Роберту Стерну:
Основные принципы постмодернизма в архитектуре по Чарльзу Дженксу:
Признаки архитектурного постмодернизма:
Черты архитектуры постмодернизма (по Александру Васильевичу Рябушину):
8.Интеграция разных тенденций («сверхздания»).
Основные представители:
Основные сооружения:
Фонтан на Пьяцца д’Италиа в Новом Орлеане (США) – программное сооружение постмодернизма – один из самых грандиозных произведений Чарльза Мура, получивший широкую огласку. В 1977 году это крайне бутафорское произведение произвело настоящую сенсацию в мире архитектуры. Кажется именно это сооружение может служить примером наиболее эстетической постмодернистской архитектуры. Оно спроектировано и построено по заказу представителей итальянской диаспоры города. В примененной проектной методике сознательно и «цинично» (или, скорее, откровенно) олицетворяет на представленном месте «театрализованную хитромудрость» и «дешевый шик»: декоративный «иконографический» бассейн с «сапогом» Италии в нем, иронические реплики гигантского ордера церкви Сан-Андреа Борромини, выполненные с использованием нержавеющей стали и созданием «ордерных аттракционов», – вроде фонтанов-«ветопов» [здесь – определенная и характерная для постмодерна языковая игра, – we top – от англ .: wet – мокрый, сырой], шаржированных макарон и пародируемых авто-ироничными изображениями, – фонтанирующим или высунутым языком и тому подобное. До 1980 г. Комплекс площади Италии был дополнен – соответственно замыслу Ч. Мура – «Аркой Лафайета» (арх. Хиард), установленной в завершение улицы, названной именем этого же деятеля времен Войны за независимость США. Узкий проем арки создает впечатление увеличения пространства Пьяцци, но эта сознательно создана иллюзия нивелируется ироническим построением тектоники. Неоновая подсветка, окрашенность в ярко-рекламные цвета, утрированные детали, во всем – отпечаток излишества и пародийности. Архитектурная декорация, вывешиваясь на огромном подиуме в виде карты Италии, приобретает характер игрушечного макета. «Нереальность» архитектуры, привкус имитации и подделки здесь как будто не скрываются. Неоновые лампы последовательно идут по контурам фронтонов и карнизов: Рекламная бутафория, за которой – тоска по утраченным ценностям. В определенном смысле слова легкомысленная архитектура будто выставляется со своей проблемностью и фальшивостью. Эстетика Ч. Мура легко играет в «кажущуюся», мимоходом ставя под сомнение сами основы архитектуры. Умышленная, напыщенная, неискренняя архитектурная форма в постмодернизме словно специально выверенная на законах того, что кажется, «а не того, что есть».
описание
Ханс Холляйн – австрийский архитектор, художник, дизайнер, лауреат Притцкеровской премии (1985), один из лидеров европейского постмодернизма, проявивший себя как мастер небольшой уникальной формы и выразительной детали. Он считал архитектуру и искусство неразделимыми, а себя - художником. В его архитектуре просматриваются черты неоисторизма, слик-тека, лендформной архитектуры. Его стиль очень метафоричен. Рассматривая архитектуру как систему знаков и коммуникационную среду, он разработал подход, основанный на коллажах и цитировании, который позволил бы появлению новой духовности. В его творчестве заметно желание вернуться к старомодной монументальности высвободить магический, символический и поэтический потенциал архетипических форм.
1934 - 2014
описание
Френк Гери – американский архитектор, проектировщик, выпускник университета Южной Калифорнии, стажировался на курсах урбанизма Гарвардской школы дизайна. Собственное проектное бюро открыл в 1962 году. Предшественниками архитектора, которые оказали на него большее влияние можно считать представителей сверхвыразительного символического экспрессионизма – Э. Мендельсона, А. Гауди, а также русский конструктивизм. Скульптурная форма произведений Ф. Гери является экспрессивной снаружи и внутри. Ф. Гери продолжает пластические и колористические традиции модерна, однако, естественно, уже на новом уровне технологических возможностей.
1929
описание
Тему исторического цитирования Ханс Холляйн продолжает в создании одного из фасадов «Strada Novissima» для Венецианского архитектурного биеннале в Венеции (1980), слоганом которого было выражение «Присутствие прошлого». Фасад, придуманный Холляйном был яркой метафорой прошлого, воспринятого через мировоззрение постмодернистской иронии. Архитектор выбирает для своей интерпретации самую распространенную художественно-композиционную систему за всю историю архитектуры - ордерную систему.
1980