Архивы Поп-арт - SKETCHLINE

назад

1950 - 1960

Поп-арт

описание

Поп-арт получил распространение со 2-й половины 1950-ых годов в Великобритании и США.

Поп-арт (popular art) — неоавангардистское направление в изобразительном искусстве своим названием обязано английскому понятию «pop» — лёгкий хлопок, быстрый отрывистый звук. Это популярное, общедоступное искусство, а буквально такое, что производит шокирующий эффект взрыва. Хотя возникло искусство поп-арта в Великобритании (первые шаги стиля сделаны в 1952 году лондонской «Независимой группой»), наибольшую популярность и развитие стиль получил в США. После Второй мировой войны, когда в Америке начался экономический мощнейший подъем, проявился прогресс в технологиях и подъем средств массовой информации, родилась так называемая «культура потребления». Поп-арт отвечал запросам людей с высоким стабильным доходом и наличием свободного времени.

Представители стиля брали за объект изображения типичные бытовые предметы современного человека — упаковку товаров, утварь и вещи, фрагменты интерьеров, детали различных механизмов и проч. Вторым направлением в тематике представителей поп-арта стало использование печатных изображений известных личностей – политиков, музыкантов, актеров. Именно такие картины были на первой выставке поп-арта 1956 года с названием «Это – завтра».
Многие искусствоведы небезосновательно считают, что корнями поп-арт уходит в дадаизм — нигилистическое художественное движение рубежа 1910-1920-х годов. Как прямые наследники дадаистов, художники поп-арт высмеивали серьезность тогдашнего абстрактного экспрессионизма и, в более широком смысле, культурную ситуацию. Считается, что определение «поп-арт» впервые использовал в 1955 году художественный критик член «Независимой группы» Лоуренс Аллоуэй. При этом сам он имел ввиду всего лишь продукты средств массовой информации коммерческого назначения, а не новое направление в искусстве.

Ключевые художники:

Ричард Гамильтон, сэр Эдуардо Паолоцци, Дэвид Хокни, Кит Гаринг, Ларри Риверс, Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг, Энди Уорхол, Клас Олденбург, Джордж Сигал, Том Вессельман.

Ключевые идеи:

Поп-арт был реакцией на глубокомысленную философию и беспредметность господствовавшего в авангардном искусстве абстрактного экспрессионизма. Целое поколение творцов пожелало вернуться к предметной живописи и внести при этом в свои произведения иронию и несерьезность, добавив значительным присутствием китча.
Одна из важнейших концепций поп-арта заключалась в том, что в искусстве и культуре в целом не существует иерархии — они могут питаться из любого источника. Поэтому отличительной чертой стиля является сочетание вызова с показным безразличием. Происходило стирание границ между «высокой» и «низкой» культурой. Для художника все одинаково бесценно и одновременно ценно, а также одинаково красиво или безобразно.

Новый стиль стал дерзким и ярким вызовом традиционной живописи – в нем ставки делались на знакомые всем изображения из тиражированной массовой культуры — рекламу, комиксы, свежие новости и обыденные предметы. В свои композиции представители поп-арта включали вырезки из газет и журналов, рекламные плакаты и постеры-афиши, нередко пользуясь приемом многократного повторения изображения.

К наиболее ярким формам американского поп-арта относятся стилизованные репродукции комиксов с использованием цветных одноцветных плоскостей Роя Лихтенштейна; «вырезанные» Энди Уорхолом из реального быта произведения с изображением банок, бутылок, коробок; огромные скульптуры предметов сантехники, гипсовые копии фаст-фуда, выполненные Класом Олденбургом; гипсовые человеческие фигуры Джорджа Сигала; плоские, но откровенные изображения секс-символов Тома Вессельмана.

описание

Дэвид Хокни – современный английский и американский художник, автор знаменитых полотен в стиле поп-арт с изображениями ярко-голубых бассейнов, манящих своей прохладой посреди жаркого полудня. Его картины, гладкие и блестящие как страницы журнала, завораживают простотой, ясностью и обилием солнечного света.После переезда из Англии в Калифорнию, художник увлекся фотографией. Оригинальная техника съемки с последующим наложением кадров позволяет Хокни создавать необычные коллажи, каких еще никто не делал до него - это полукартины-полуфотографии.Неизменный поклонник кубизма, художник создает произведения с двойной перспективой, объединяя несколько изображений в единое целое. Новаторский подход к методу коллажа сделал художника признанным мастером фотографии конца 20-го века.Будучи одним из самых влиятельных и дорогих художников современности, Дэвид Хокни постоянно изобретает новые техники и экспериментирует с различными стилями. Начиная с 2009 год, художник удивляет публику компьютерными картинами, созданными с помощью приложения на обычном планшете. Работы Хокни, как и его яркая личность, вызывают неизменный интерес в обществе, которое ждет от нестареющего художника новых открытий и смелых вызовов.

1937

описание

Немецкий художник, один из самых известных и дорогих современных живописцев. Герхард Рихтер ярко проявил себя в нескольких направлениях изобразительного искусства. Его фотореалистичные портреты с размытыми контурами находятся в экспозициях самых известных музеев мира, а абстрактные полотна продаются на аукционах за огромные деньги.Начав свою карьеру в Восточной Германии, художник работал в реалистичном стиле, но познакомившись с произведениями современных художников, таких как Джексон Поллок и Энди Уорхол, резко изменил свою живопись в сторону авангардного искусства. За несколько месяцев до падения Берлинской стены он сбежал в Западный Берлин, где начал активные творческие поиски собственного места в искусстве. Основываясь на фотографиях и продуктах массовой культуры, Рихтер создал свой яркий стиль, который включает в себя как реалистичное, так и полностью абстрактное выражение.Помимо живописи Герхард Рихтер известен как автор нескольких крупных дизайнерских проектов. В 2007 году он создал знаменитый «Пиксельный витраж» в Кельнском соборе, который получил самые противоречивые отзывы. Вместо традиционных библейских сцен художник создал впечатляющую мозаику из разноцветного стекла, которая состоит из 11 тысяч 250 цветных квадратиков восьмидесяти оттенков. Интересно, что художник выполнил работу в качестве подарка собору, не взяв ни копейки за свой кропотливый труд.

1932

описание

Американский скульптор и дизайнер японского происхождения. Исаму Ногути был одним из самых важных и известных скульпторов двадцатого века в США. На протяжении всей жизни он занимался художественными экспериментами, создавая оригинальные скульптуры, дизайн мебели и керамики, архитектурные и ландшафтные проекты. Его неординарный и смелый стиль объединил традиционные и авангардные элементы, установив новый стандарт современного искусства.Ногути не утратил связи со своей исторической родиной и проводил много времени в Японии, открыв там собственную студию. Художник постоянно путешествовал по миру. В его творчестве нашли свое отражение гармония японских садов и керамики, тонкость и изящество каллиграфии Китая, грациозность итальянских мраморных скульптур, монументальность и гениальная простота искусства индейцев древней Америки.Творчество скульптора получило широкое признание в Соединенных Штатах в 1938 году, после создания крупной скульптуры, символизирующей свободу прессы, для здания Associated Press в Нью-Йорке. Эта работа стала первой из множества общественных объектов, установленных в различных городах по всему миру. Произведения Исаму Ногути, начиная от детских игровых площадок, городских площадей и скверов и заканчивая целыми садовыми комплексами, отражает его веру в социальную значимость скульптуры, которая делает искусство доступным для каждого.

1904 - 1988

описание

Джеймс Розенквист – американский художник, центральная фигура поп-арта, известный своими огромными картинами-коллажами, изображающими популярные объекты американской культуры. Он одним из первых начал включать рекламные образы в свои произведения. Товары массового потребления, известные личности и торговые марки были непременными атрибутами живописи художника - он смело комбинировал все это в произведениях впечатляющих размеров и ярких цветов.В молодости Джеймс Розенквист работал в рекламном агентстве и создавал дизайн больших рекламных щитов, что помогло ему выработать собственный оригинальный стиль и узнаваемую манеру. Для современного зрителя, который привык к тому, что на картине может быть все что угодно, нет ничего удивительного в том, что на полотне изображены спагетти в соусе или бутылка Кока-Колы рядом с портретом президента. Но для общества 1960-ых годов 20 века это было настоящим открытием и даже шоком, поэтому работы художника привлекали пристальное внимание публики. Одна из них под названием «F-111» стала по-настоящему культовой, «новой Герникой», которая удивительно точно отображала американскую действительность с растущим потребительским спросом и пугающей военной мощью.Искусство Джеймса Розенквиста почти с самого начала его карьеры было очень популярным. Используя свое влияние, он вставал на защиту своих коллег и помогал добиться признания прав художников на федеральном уровне, после чего был назначен в Национальный совет по искусству США. В течение шести десятилетий Розенквист создавал масштабные провокационные картины, поднимающие экономические, политические, экологические и научные проблемы, актуальность которых не снижалась с течением времени.

1933 - 2017

описание

Американский художник и скульптор, значительная фигура современной живописи и ваянии, один из самых коммерчески успешных мастеров изобразительного искусства 20-го века. Джаспер Джонс выразил идею о том, что искусство может быть понятным и близким для каждого человека, а не только для избранных ценителей.Отказавшись от принципов абстрактного экспрессионизма, туманных и далеких от народа, он использовал в своих произведениях общеизвестные вещи, символы определенного явления, идеи или просто каждодневной привычки. Самой яркой работой этого направления является картина «Американский флаг» - узнаваемый и знакомый каждому государственный символ, который художник превратил в живописное полотно.Имя Джаспера Джонса часто упоминается вместе с другим художником, его близким другом и соратником, Робертом Раушенбергом. После того как Джонс познакомился с ним, его стиль претерпел значительные изменения, а идеи реализовались в оригинальные и по-настоящему новаторские работы.Использование художником простых предметов, например, банок из-под пива, которые он сделал произведением искусства, роднит его творчество с концептуальным подходом к изобразительному искусству. Своими произведениями художник сознательно нарушил границы, разделяющие искусство и повседневную жизнь, что и положило начало движению поп-арт, чрезвычайно популярному в США во второй половине 20-го века. По состоянию на 2010-е гг. живет в Коннектикуте, считается самым дорогим из здравствующих художников.

1930

описание

Американский художник, представитель кубизма и поп-арта в живописи. Стюарт Дэвис – икона современного искусства, творчество которого сочетает европейскую художественную традицию с истинно американской культурой и стилем жизни.Отец Стюарта был художественным редактором отдела искусства «Филадельфия Пресс» и тесно сотрудничал со многими известными художниками, среди которых были Джон Слоан, Джордж Лакс и Роберт Генри. Мать художника была талантливым скульптором, и мальчик с детства был близок к миру искусства.Художник считается основателем модернистской живописи США, в частности, стиля поп-арт, ставшего феноменальным мировым открытием. Будучи главой Союза художников и национальным председателем Конгресса американских художников, Дэвис всегда выступал за доступность искусства для широких масс и пытался повлиять на общественно-политическую среду страны посредством своего творчества. За активную деятельность и выдающиеся достижения в изобразительном искусстве художник дважды был удостоен Международной премии Гуггенхайма в 1958 и в 1960 годах. Творчество Стюарта Дэвиса совершило переворот в американской живописи, сделав ее общедоступной и понятной для каждого, и выдвинув на первый план уникальный характер нации.Творчество Стюарта Дэвиса – уникальное явление не только в американской, но и в мировой живописи. Картины этого потрясающего, очень яркого художника представляют собой мозаику из образов, символов и красок, знакомых каждому и воздействующих непосредственно на эмоции зрителя.Последователями Дэвиса считали себя многие из представителей абстрактного экспрессионизма и абстрактного сюрреализма.

1894 - 1964

описание

Произведение входит в цикл из 12 работ под названием «As Is When», выполненных в технике шелкография. Картина посвящена австрийскому философу Людвигу Витгенштейну, и состоит из набора ярких деталей, из которых наибольшее внимание привлекают две человеческие фигуры в средине композиции с внутренностями в виде механических элементов.

1965

описание

В начале своей творческой карьеры Роберт Раушенберг стремился расширить границы искусства и разрушить царившие в нем стереотипы. «Жертвой» этих целей стал карандашный рисунок известного абстрактного экспрессиониста Виллема де Кунинга, который художник стер полностью, так что на бумаге остались лишь едва различимые следы от нажима карандаша.

1953

описание

Искусство поп-арт, впервые возникшее в Англии, очень быстро приобрело поклонников и за океаном – в Соединенных штатах Америки. Самые яркие представители этого «народного искусства», такие, как Джаспер Джонс и Роберт Раушенберг, использовали не только фотографии и вырезки из журналов, но и обыденные предметы, сделав их произведениями искусства.

1961

описание

Со студенческих времен Питер Блейк интересовался темой детства и часто изображал детей на своих картинах. Одна из его ранних работ «Дети, читающие комиксы» выполнена по детской фотографии художника, на которой сам автор в подростковом возрасте вместе с сестрой Ширли читает популярный журнал «Eagle».

1954

описание

Ранние работы художника были созданы под влиянием знаменитых «готовых вещей» Марселя Дюшана и эстетики поп-арта. Объектом искусства становились самые обычные предметы, которые человек видит и которыми пользуется чаще всего каждый день.

1962

описание

Находится в Галерее Скарседт, Нью-Йорк (США).

2014

описание

Материалы: холст, масло, деревянная полка, найденные объекты. Местонахождение: частная коллекция.

2007

описание

Материалы: масло, акрил, холст. Находится в Музее Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк (США).

1995

описание

Материалы: масло, акрил, холст, реди-мейд. Находится в The Brant Foundation, Гринвич, Коннектикут (США).

1983

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк (США).

1997 - 1998

описание

Материалы: бумага, акриловая краска, литография, трафаретная печать, травление, алюминий. Местонахождение: находится в галерее Тейт Модерн, Лондон (Великобритания).

1992

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее Метрополитен, Нью-Йорк (США).

1981

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее Людвига, Кельн (Германия).

1980

описание

Материалы: холст, масло, алюминированный майлар. Местонахождение: находится в Музее Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк (США).

1970

описание

Материалы: масло, холст, эмаль. Местонахождение: Находится в Музее современного искусства, Нью-Йорк (США).

1962

описание

Материалы: панели, холст, масло, алюминиевое покрытие. Местонахождение: находится в Музее современного искусства, Нью-Йорк (США).

1964 - 1965

описание

Материалы: масло, ДВП. Местонахождение: находится в Центре Жоржа Помпиду, Париж (Франция).

1960 - 1961

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее современного искусства Стокгольм (Швеция).

1961

описание

Местонахождение: Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США.

1951

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

2010

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Находится в Музее Соломона Гуггенхайма, Бильбао, Испания.

2009

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Национальной художественной галерее Австралии, Канберра.

1998

описание

Материалы: акрил, холст. Местонахождение: находится в галерее Тейт Британия, Лондон, Великобритания.

1967