1900х - 1980
Свокупность направлений в теории и практике архитектуры первой половины ХХ века, опирается на философию рационализма и ставит на первый план целесообразность и полезность архитектурного объекта, ищет новых форм и принципов для отражения в архитектуре новых общественных отношений.
Главными направлениями модернистских движения были:
функционализм
экспрессионизм
конструктивизм
Причины изменений в архитектуре:
1) выход на строительную арену профессиональных конкурентов архитектора – инженеров, способных создавать новую строительную форму с применением методов конструирования и расчета (которые, попали и в архитектурную профессиональную сферы);
2) открытие новых строительно-конструкционных материалов (металлы индустриального производства, железобетон) и конструкционных систем;
3) развитие новых функциональных типов зданий, не имеющих исторических прототипов за все время развития традиционной архитектурной профессии.
Особенности модернизма:
1. Одновременное многообразие творческих направлений и концепций;
2. Вера в прогресс, преданность гуманизму, доверие к рациональному;
3. Приоритет новаторства и соответствие архитектуры времени;
4. Использование современных материалов;
5. Эстетическое освоение технологических новаций;
6. Рациональная основа архитектуры;
7. Структурная обусловленность архитектурной формы;
8. Соответствие формы функции;
9. Приоритет формы над содержанием;
10. Отсутствие исторических интерпретаций и заимствований в архитектурно-пространственной среде;
11. Отсутствие национальных архитектурных традиций. Создание интернационального стиля, который определяется с помощью трех главных принципов:
1) Открытые пространства. Архитектура проектируется как объем, а не масса.
2) Модульность. Важнейшим средством архитектурного проектирования является не осевая симметрия, а внесение порядка и ясности.
3) Лаконичность. Осуждение произвольного декорирования.
11. Рационализм:
1) Сознательное и концептуальное эстетическое самоограничение деятельного диапазона в решении творческих задач путем четкого осмысления избранных средств и методов и ограничения «творческой палитры»;
2) Социальный утопизм: декларативное стремление радикально решать многочисленные социальные проблемы средствами градостроительства, архитектуры и искусства;
3) Метафоризация техники и технологии, заимствования принципов формообразования из техники, а методов архитектурного проектирования из инженерных технологий;
4) Разработка методологии промышленного дизайна и художественного конструирования;
5) Эстетическая, философская и идеологическая взаимосвязь с художественным авангардом;
6) Принципиально новое и характерное только для ХХ века явление в изобразительном искусстве, связи с так называемым «абстрактным» (беспредметным) искусством и создаваемой им пластикой.