1924
Магический реализм — художественное направление ХХ-го века, ответная реакция реалистичной поверхностной картине мира через многоплановый смысл с магическими вкраплениями.
Принято считать, что истоки направления связаны с выставкой “Neue Sachlichkeit” постэкспрессионистского одноименного движения Веймарской Германии в 1924 году.
Впервые термин “магический реализм” употребил Франц Роо в книге “Постэкспрессионизм. Магический реализм” в 1925 году.
Ключевые идеи:
— Магический реализм отказывается от социальных и политических проблем в самом своем начале. Он сосредоточен на скрытой от наивного взгляда стороне действительности повседневных сюжетов.
— Искусствоведы утверждают, что порой нет четкой грани между магическим реализмом, фантастическим реализмом и сюрреализмом.
— Художники используют различные медиа. Среди жанров часто встречаются портрет и ню, что не свойственно фантастическому реализму.
— Контраст и плавность перехода светотени имеют общее с Ар-деко, а цветовая палитра порой напоминает Ар-нуво.
— Мастера, работающие в этом направлении, исключают откровенно фантастическое. Здесь есть лишь одно желание — подчеркнуть реальность, используя магические элементы, но не окунуть зрителя в нереальность.
— Хотя мы можем встретить картины, явно указывающие на политические или социально-бытовые проблемы, большинство работ обладают нематериальным тайным смыслом, странными ракурсами — будто кто-то подсматривает за кем-то, что слегка напоминает Интимизм.
Ключевые художники:
Фрида Кало, Ремедиос Варо, Айвен Олбрайт, Джонатан Керолл, Микалоюс Чюрленис, Карел Виллинк, Марк Шагал, Дмитрий Цаплин, Рене Магрит, Стенли Спенсер, Роб Гонсалвес, Георг Шримпф, Эндрю Уайет, Вим Шумахер, Филипп Эвергуд, Майкл Паркес, Джордж Тукер, Алекс Колвил, Пол Кадмюс, Педро Ипинья, Грета Фрайст, Абидин Дино, Менез, Кристиан Шад.
описание
Американский художник и график еврейского происхождения, уроженец Белоруссии. Создавал свои произведения в таких различных стилях, как реализм (мистический и социальный), пуризм, кубизм и сюрреализм.Зрелый период работы Питера Блюма пришлись на время, когда в американском искусстве уже расцвел реализм как последствие изоляционистских и этноцентрических настроений после Первой мировой войны. Особенно это направление утвердилось в эпоху Великой депрессии, начавшейся в 1929 году. Однако форма особого реализма Блюма была не слишком близка к установленным канонам сюрреализма – художник основывался на собственных наблюдениях и был приверженцем живописных приемов Ренессанса и Северного Возрождения. П. Блюм неоднократно выигрывал первые премии на выставках и был награжден стипендией Гуггенхайма, благодаря которой смог более года учиться в Италии.Художник пользовался покровительством семейства Рокфеллеров – в частности, дружил с основателем Нью-Йоркского музея современного искусства Эбби Олдричем Рокфеллером и первым директором заведения Альфредом Барром, а также со знаменитым коллекционером и покровителем авангардистов Эдгаром Дж. Кауфманном, который покупал картины и предоставлял заказы.Многие из написанных во время и после Второй мировой войны произведений художника имеют острое политическое и общественное антифашистское звучание. Яркий пример - сюрреалистическое полотно «The Rock» (закончено в 1948 г.), посвященное мировой трагедии.Картины уроженца Белоруссии входят в коллекции крупнейших музеев США и высоко ценятся на арт-рынке.
1906 - 1992
описание
Французская художница – живописец и график, мастер книжной иллюстрации, театральный и кинематографический сценограф, дизайнер. Творчество Ленор Фини оставило значительный след в культуре Франции. Она экспонировалась на всех крупных выставках представителей авангардных направлений живописи наряду с Эрнстом, Дали, Пикассо, Браунером и др., писала портреты своих знаменитых современников.Л. Фини часто называют Дали в женском обличии, а сам испанский гений сюрреализма ценил полотна художницы чрезвычайно высоко. Не вступавшая в группировки Леонор придерживалась феминистических принципов, была примером того, чего может добиться независимая женщина. О ней и ее творчестве было снято 9 документальных фильмов –один из первых «Жестокая легенда» в 1951 г. Дизайнеры моды, такие как Coco Chanel, специально для нее разрабатывали одежду. Многие поэты, писатели посвящали свои произведения работам Леонор и ей самой, среди них Поль Элюар, Жан Кокто, Альберто Моравиа, Пабло Неруда.Художница проиллюстрировала свыше 50 книг – Шекспир, Бодлер, Нерваль и др. Самыми известными являются работы по эротическому роману Доминика Ори (Полин Реаж) «История О». Она также создавала костюмы и антураж к фильмам Феллини, Кастеллани, стала автором флакона культовых популярных духов «Shocking».Наиболее емко, точно, хотя и очень коротко, охарактеризовал творческую манеру и личность Л. Фини художник и друг Макс Эрнст: «Итальянская агрессивность и скандальная элегантность, фантазия и страсть». Эту характеристику дополняет фраза из монографии Жана Кокто: « Фини суммирует в своем нереалистичном реализме весь последний период, больше реальный, чем сама реальность, которая является его знаком».Художница периодически отвергала прилипшее к ней звание сюрреалистки, хотя все продолжали считать ее таковой до самой смерти. Возможно, поэтому Фини часто меняла стиль, работала в разных техниках, выступала в средствах массовой информации, открещиваясь от «сюра» в своем творчестве. При этом известность художницы становилась все шире, ее работы выставлялись в крупнейших галереях и музеях по всему миру.
1907 - 1996