Архивы Эклектика - SKETCHLINE

назад

XIX ст.

Эклектика

описание

Эклектика — стиль в XIX столетии, образованный сочетанием разностилевых элементов или как произвольный выбор стилистического оформления сооружений, основанный на свободных комбинациях всего арсенала форм, созданных мировым зодчеством. В эклектике формы и стили здания привязаны к его функции. Жилому дому придавался «георгиевский» стиль, церкви —  готический, театру — стиль Людовика XV, музею, библиотеки, мемориалу — античный ордер, банку — неоренессанс.

Особенности эклектики:

⦁ Расширение географии архитектурных форм. Сооружения эклектики основывались на разных стилях, причем сама конструкция остается неизменной. Даже в новых конструкциях происходит применение декора старых стилей;

⦁ Композиционные схемы зданий прошлого навязывались сооружениям другого назначения и масштаба;

⦁ Условность внешнего соответствия функционально-конструктивной основы здания и его тектонического декора;

⦁ Единство между функцией, конструкцией и эстетикой архитектуры утрачена;

⦁ Зависимость архитекторов от вкуса заказчика;

⦁ Распространение частной капиталистической застройки;

⦁ Снижение целостности застройки, ухудшение композиционно-плановых и объемно-пространственных составляющих архитектуры;

⦁ Существование большого количества подстилей: неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неовизантийский и неомавританском стили и т.д. и их комбинаций;

⦁ Неоготика и неоклассика стали основными подстилями эпохи эклектики;

⦁ Применение скульптурного декора. Перегруженность фасадов излишней лепниной, без чувства эстетической выразительности самой конструкции, безмерное украшение статуями;

⦁ Применение восточных мотивов;

⦁ Безвкусица и мнимая роскошь в интерьере. Имитация мавританских, китайстких, индийских, помпеянских росписей.

 

Основные архитекторы, в творчестве которых встречаются произведения эклектики:

⦁ Джон Нэш.

⦁ Ричард Норман Шоу

⦁ Шарль Гарнье

⦁ Готфрид Земпер

⦁ Чарльз Роберт Кокерель

⦁ Жак Иньяс Хитторф

⦁ Анри Лабруст

⦁ Поль Абади

⦁ Кенг Янг

⦁ Имре Штендл

 

Джон Нэш

Особенности: Употребление различных стилей: индийские арки и купола, мусульманские башни-минареты, французские окна, открывающиеся в сад на уровне земли, греческую колоннаду — для создания лёгкого и жизнерадостного павильона фантазии.

 

Шарль Гарнье (Гранд-Опера в Париже)

Особенности:

1.Выходит из классических традиций;

2.Композиция четкая;

  1. Планирование, в котором разные части сооружения имеют  четкое выявление, детерминируют его внешний вид.
  2. Театр имеет зрительный зал на 2 тыс. мест с грандиозной, прекрасно оборудованной сценой,  служил также как репрезентативное сооружение — местом проведения официальных и светских встреч.
  3. Сочетание разнородных елементов.
  4. Склонность к барокко — динамические эффекты, перспектива, контраст, криволинейные формы.
  5. «Театральность» архитектуры, как основа создания атмосферы имеет место во всех частях здания.

 

Готфрид Земпер (Здание оперного театра в Дрездене).

Особенности:

  1. Выделение объемов сцены и зрительного зала;
  2. Основное значение —  функциональная основа;
  3. Новаторство в  объемно-пространственном решении театра;
  4. В общую стилистику включены елементы раннего итальянского ренессанса.

Анри Лабруст (Библиотека Св. Женевьевы в Париже (1843 — 1850 гг.)

Особенности:

  1. Металлические каркасные конструкции в здании выполненные из кованного железа используются в сочетании с в кирпичной кладкой стен;
  2. Независимость металлического каркаса от защитных стен, четко очерчен;
  3. Читальный залдвунефный. Его каркас состоит из изящных металлических стоек перекрытый тонкими цилиндрическими сводами;
  4. Арки полуциркульного очертания, соединённы между собой; Девять лёгких сводов состоят из 16 чугунных колонн (30 см в диаметре и 10 м высотой),
  5. Девять небольших застекленных куполов создают равномерное верхнее освещение зала.

Поль Абади (Церковь Сакре Кёр (Святого Сердца).

Особенности:

  1. Силуэт необычный, масса здания слегка пирамидальная.
  2. Использование множества флоральных элементов. Наблюдаеться сочетание черт романской, готической и византийской архитектуры.
  3. Купол увенчан высоким фонарем. Основной купол имеющий каменную облицовку в виде чешуек, и маленькие купола по сторонам стилистически напоминают восточные мотивы.
  4. Карнизы собора стилистически относятся к  классике, окна-розы — заимствования из готики, две конные статуи при входе напоминают о Древнем Риме или Ренессансе.

 

Кен Янг. Дворец Нойшванштайн (Новый лебединый камень).

Особенности:

  1. Исключительный комфорт (централизованное воздушное отопление, горячая и холодная вода, автоматическая система смыва, телефон, подъёмник) сочетается в здании с романские архитектурные формы.
  2. В отделке помещений замка  используется золото, мозаика, изображений лебедей (родовое животное графов Швангау) на мотивы средневековых легенд.
  3. Убранство каждого зала выдержано в определённом стиле: тронного зала — в византийском, королевских апартаментов — в романском, спальни короля и молельной комнаты — в готическом.

Имре Штендл (Здание Парламента в Будапеште).

  1. Точное следование готическим образцам.
  2. Сооружение  имеет прямоугольную форму (268 × 118 м), включает 691 помещение, 10 внутренних дворов, 29 лестниц.
  3. В экстерьере  высотой 96 м среди неоготических башен с острыми шпилями, выделяется огромный центральный купол. Статуи всех венгерских королей, украшающие сооружение придают ему  необарочный вид.