4 тыс. до н.э. - 332 г. до н.э.
Условия возникновения и развития архитектуры в Древнем Египте.
Важной животворной артерией в Египте была река Нил, вдоль русла которой сосредотачивалась жизнь — располагались основные города и поселения. Нил во время разлива превращал песчаные почвы в плодородные поля и обеспечивал транспортное сообщение. Разливы Нила с прогнозируемой периодичностью, однообразие природных форм и преобладание прямых линий в ландшафте сформировало понимание мира как чего-то незыблемого, стабильного и длительного.
Для строительства сооружений использовались сырцовый кирпич, глина, тростник и др.
1) культ природы (поклонение солнцу, земле, Нилу, культ плодородия)
2) культ загробной жизни. Жизнь вечна, и вся деятельность направлена для вечности. Земная жизнь египтянина рассматривалась лишь как подготовка к загробной, на которую можно было надеяться при выполнение двух условий а) сохранение тела б) предоставление двойнику «ка» всего необходимого для загробной жизни. Соответственно, жилье рассматривалось как сооружение временное, а гробница — жилье постоянное, которому в архитектурном плане придавалось большее значение.
3) культ фараона, который считался ипостасью бога на земле, по воле которого происходят все жизненные процессы.
Особенности архитектурного характера Древнего Египта:
Исторические периоды Древнего Египта и основные сооружения.
Додинастический период (4 тыс. До н.э.). Строилась преимущественно жилая архитектура.
Раннее царство (30 — 28 век до н.э.). Гробница царицы Хер-Нейт в Саккаре.
Древнее царство (28 — 24 век до н.э.) — гробницы в Абидосе, Погребальный комплекс фараона Джосера, пирамиды в Медуме и Дахшуре, комплекс пирамид в Гизе.
Среднее царство (21 — 18 век до н.э.) — горбницы в Бени-Хасане, заупокойный храм Ментухотепа И в Дейр-эль-Бахри, Заупокойный храм Аменемхета I в Лишт.
Новое царство (16 — 11 век до н.э.) — заупокойный храм царицы Хатшепсут, Храм Амона в Карнаке, Храм Амона в Луксоре Храм Рамзеса II в Абу-Симбеле
Поздний период (11 — 332 р.до.н.е). Храм Шешонка в Танисе, гробница Псусенеса, гробница Осоркона II, гробница жреца Педнамонеминету.
Архитектурные образцы Древнего Египта:
Древнеегипетские сфинксы — каменные скульптуры лежащего льва с головой человека, ястреба, барана или иного священного животного, назначение которых остается тайной.
Обелиски — монументальные столбы, квадратные в поперечном разрезе, которые тоньше вверху и завершаются пирамидальным окончанием. Высота обелиска примерно в десять раз превышает ширину. Все грани покрыты иероглифами.
Гробницы
По своему характеру древнеегипетские гробницы были подобные древнеегипетскому жилью и повторяли его обустройства.
В своей эволюции древнеегипетская гробница прошла несколько этапов:
Мастаба → ступенчатая гробница → классическая гробница → скальная гробница.
Простой, архитектурно оформленной гробницей считается мастаба, состоящий из двух частей — наземной, которая по форме напоминает усеченную пирамиду, облицованную кирпичом, содержит молельню (1); подземной, где находится погребальная камера (3) с саркофагом и сердаб (месту расположения статуй фараона), к которым ведет шахта (2)
Такие гробницы преимущественно однотипные и отличаются только размером, который символизировал социальный статус умершего.
Ступенчатая гробница появляется в период Древнего царства от стремления увеличить сооружение по-вертикали. Она имеет похожую структуру. Молитвенную функцию начинают выполнять храмовые сооружения в контексте заупокойного комплекса гробницы, а погребальную функцию выполняет пирамида. Таким образом пирамида, была композиционным центром.
Ступенчатая пирамида развивается от формы мастаба, как бы, уменьшаясь, тиражируется по-вертикали.
Пирамида — прямоугольная в основе, ориентирована по сторонам света. Вход в нее скрывался, но традиционно находился на севере — со стороны Полярной звезды.
Классическая пирамида. Классическая пирамида имеет правильную форму — исчезают уступы, в основе квадрат, похоронная камера перемещается в тело пирамиды.
Скальная гробница, высеченная в скале, бытует преимущественно во времена Среднего и Нового царства. Возникновение гробниц такого типа связывают с переносом столицы из Мемфиса в Фивы, где рельеф была не равнинный, а скалистый. Также, частые ограбления гробниц побудили скрывать их от посторонних глаз. В это время меняется заупокойный ансамбль, где теперь центром композиции становится заупокойный храм, а сама гробница маскируется.
Храмы Древнего Египта:
По назначению храмы Древнего Египта были:
1) Поминальные — те, что располагаются у гробниц, связанные с заупокойным культом (верхний, нижний храм в ансамбле пирамид)
2) Храмы, посвященные богам — не имеют никакого отношения к гробнице (Храм Амона в Луксоре и Храм Амона в Карнаке).
По положению на местности:
1) Наземные — расположены на равнине, открытой местности;
2) Скальные — храмы, высекались в скалах (Храм Рамзеса II).
3) Полускальные — комбинированный тип храма, часть которого располагалась на открытой поверхности, а часть углублялась в скалу (Поминальный храм царицы Хатшепсут).
Древнеегипетский ордер.
Египетский ордер берет начало своего развития в эпоху Древнего царства.
Выделяются две основные группы колонн, которые существовали в Древнем Египте в разные времена:
Геометрически правильные опоры — простые, в сечении имеют геометрическую форму. Они могли быть следующих типов:
1) Столб квадратного сечения;
2) Колонны в виде граненого цилиндра с 8, 16 плоскими поверхностями и каннелюрами;
3) Колонны в виде цилиндра, сужающегося к верху, обычно с каннелюрами, но без ентазиса.
Изобразительные колонны — декоративные и представляют собой стилизованные в камне формы, которые имитируют местную флору. Получают распространение в эпоху Нового Царства. Фусты колонн располагались на дисках и следовали за одним растительным стеблем или их связкой.
Основными типами этой разновидности, в соответствии с формой капители, считаются:
1) Папирусоподобная
а) с открытой цветком;
б) с закрытой цветком.
2) Лотосоподобная
3) Пальмоподобная
4) Гаторическая — колонна с антропоморфной капителью, изображающая богиню неба Гатхор.
В целом, египетские колонны были достаточно массивными, их высота редко бывала больше 6d.
Антаблемент внутренних колоннад ограничивается только архитравом, архитрав и карниз составляют антаблемент внешних колоннад.
Архитектура Древнего Египта в Додинастический период.
Модель дома с эль-Амры
Архитектура Раннего царства
Основными типами сооружений Раннего царства были жилые и культовые сооружения. Первые из которых, из-за непрочных материалов (глина, кирпич-сырец, тростник) до нас не дошли.
Самым распространенным видом культовых сооружений Раннего царства были гробницы. Они представляли собой яму, сверху которой делался насыпь из земли и гальки. Для его фиксации насыпь начали обмазывать илом и обкладывать кирпичом, что придавало ему более правильной формы.
Размеры гробницы зависели от социального статуса покойника. Могли имели несколько камер, перекрывались бревнами, поверх которых лежали каменные плиты.
Гробницы фараонов достигали внушительных размеров, чем и отличались от гробниц вельмож, имели больше камер, часть из которых отводилась под кладовые.
В период Раннего царства, кроме собственно гробниц, начинается сооружение кенотафом.
Кенотаф — это ложная гробница, которая не содержит тела покойника. Причинами возникновения сооружений такого типа и основное назначение кенотафом остается неизвестным. Предполагают, что, когда участились грабежи древнеегипетских захоронений (так египтяне оставляли покойнику многие ценности) кенотаф отвлекал грабителей от основного захоронения.
Другая гипотеза возникновения кенотафы связана с обрядом хеб-сед.
С развитием цивилизации, физическое убийство заменили на обрядовое, где символом убийства и возрождения была статуя фараона, которой, тем не менее, была нужна гробница — кенотаф.
Архитектура Древнего царства.
Основные особенности:
В период Древнего царства возникает пирамида как особая форма гробницы фараона. Именно это время строятся грандиозные пирамиды. Египетские пирамиды — единственное из семи чудес света, дошедшее до наших дней.
Самым первым сооружением такого типа считается ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре.
Архитектор: Имхотеп.
Ансамбль расположен на прямоугольной террасе (545 Х 240 м), архитектурной доминантой которой является пирамида. Ансамбль имел только один вход, обозначенный двумя башнями. Галерея с протодоричной колоннадой располагалась дальше.
В состав ансамбля входили сооружения, которые имели применения в обряде хеб-сед, кенотаф, что довольно необычно возведен в пределах одного комплекса с пирамидой, молельни, Южный и Северный дворец Джосера, погребальный храм и другие.
Пирамида Джосера — шестиступенчатая, прямоугольная в плане (109,2Х121м), имела высоту 60 м.
Известно, что возведение велось в несколько этапов, исходным пунктом была мастаба.
Поиски формы пирамиды имеют отражение в гробницах фараона Снофру.
Фараон Снофру имел три гробницы. Ступенчатую пирамиду в Медуме, пирамиду а Дахшуре и «Розовую» пирамиду.
Большой интерес представляет собой «Ломаная» пирамида Снофру в Дахшуре, которая считается переходной формой от ступенчатой пирамиды к классической.
Единственный объем пирамиды делится на две неравные части — массивный постамент, и облегченный верхний ярус. Такая форма образовалась путем заключения мастаба на мастаба с последующим засыпанием промежутков между ними мелкими камнями и облицовкой.
«Ломаная» пирамида Снофру была доминантой поминального ансамбля, состоящего из пирамиды и двух поминальных храмов — Нижнего и Верхнего, соединенных между собой.
Именно ансамбль дахшурськой пирамиды Снофру возьмут за основу сооружения всех погребальных ансамблей IV династии.
Третья, «Розовая» пирамида Снофру (h — 100м., 215Х220) имела гладкие грани и ребра и вероятнее всего была его настоящей гробницей.
Некрополь Гизы
В комплекс Гизы входят три ансамбля — ансамбль пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина. Египетские имена этих фараонов (Хуфу, Хафра, Менкаура) свидетельствуют о солнечном культе.
Квадраты основ пирамид лежат на одной оси, проходящей в 45̊̊̊ к основанию, расположенные по аналогии звезд с пояса Ориона.
Самой ранней и самой большой пирамидой некрополя Гизы является пирамида Хеопса (Хуфу). Высота — 146,59 м, длина стороны основания — 233м.
Архитектор: Хемиуп.
Ансамбль пирамиды включал в себя два заупокойные храмы, соединенных дорогой восхождения, помещения для священных лодок фараона, три меньшие пирамиды (вероятно, жены и дочерей Хеопса), другие сооружения, назначение которых до сих пор неизвестно.
В храме Хеопса впервые в истории египетской архитектуры появились свободностоящие столбы.
В ансамбль пирамиды Хефрена входят: два храма — Верхний и Нижний, объединенные галереей, малая пирамида с женским захоронением с южной стороны, Большой Сфинкс и храм у лап Сфинкса.
Большой Сфинкс — огромная скульптура, высеченная из естественной скалы, некоторые части которой дополнены каменной кладкой. Длина — 73,5; ширина — 19,3; высота — 20,22 м.
Известно, что пирамиды сначала имели гладкую, отполированную облицовку. Пирамида Хефрена — единственная, которая его частично сохранила.
Ансамбль пирамиды Микерина, кроме нее самой, включает два храма (Верхний не сохранился) и три женские захоронения с южной стороны.
Архитектура Среднего царства
Основные черты:
Из-за ряда исторических причин (опустошения казны через огромное строительство, междоусобицы, распад Древнего Египта на номы) строительство Среднего царства не было таким грандиозным, как в Древнем царстве.
Столицу с Мемфиса переносят в Фивы, где во время правления Ментухотепа I удается объединить страну. Доминирующим типом захоронения в этот период становится скальная гробница.
Пирамиды, как воплощение идеи абсолютной власти строились, но по размерам были незначительны.
Функции храма при пирамиде начинает выполнять помещение над погребальной камерой. Планирование обусловлено желанием совместить рельеф и каноническую усыпальницу. Попытки совместить гробницу и поминальный храм в одном здании будет важной особенностью архитектуры Среднего царства.
Самой известной достопримечательностью, воплощающий архитектурные поиски этого периода является храм-усыпальница Ментухотепа И в Дейр-эль-Бахри. Она расположена на скалистой местности на западном берегу Нила, где традиционно строили некрополи, что было символическим, поскольку запад — это место где солнце завершало свой путь, «умирало», египтяне связывали со смертью.
Сооружение, частично высеченное из скалы (святилище), расположено на разных уровнях, имело две террасы, подъем на которые осуществлялся по пандусу. Главный фасад акцентирован портиком. Сверху — открытый двор, колонный зал. Все увенчивалась пирамидой. Но эта пирамида лишена погребальных функций и является скорее монументом, символизирует величие. Сама гробница Ментухотепа I находилась под гипостильным залом.
Архитектура Нового Царства
Основные черты:
В период Нового царства Египет превращается в мощную державу, которая, стремясь укрепить власть, установила и пропагандировала единственный религиозный культ — культ бога Амона-Ра.
Новая архитектура была обусловлена религиозно-мифологической идеологией. Важным ритуальным действием становится процессия, соответственно, архитектура храма воспринимается в движении и разворачивается во времени, в отличие от архитектуры Древнего царства, где ансамбль производил впечатление чего-то статического, завершенного.
Структура пилонного храма
Композиция храма символическая и является отражением движения Солнца-Ра Нилом. Здесь это находит отражение в пространственной структуре храма. Египтяне верили, что Бог Солнца — Ра плавает в лодке по небесному Нилу — с утра и до вечера и по подземному ночному Нилу — с вечера до утра. В ночное время его ждет множество опасностей: Ра вступал в бои с охраной 12 ворот, расположенных на пути. В конце путешествия Ра должен был сойтись в бою со змеем Апопом, победа над которым знаменовала выход бога Солнца в небесный Нил и начало нового дня.
Эта идея пути с препятствиями лежит в основе структуры пилонного храма. Ее отражение воплощается в анфиладной композиции храма — нанизывание помещений на одну ось, которая рассчитана на постоянную динамику впечатлений.
Пилонный храм имел следующую структуру:
Аллея сфинксов → обелиски → пилоны → перестильный зал → гипостильный зал → зал лодки → святилище.
Его архитектура начинается задолго до самого сооружения с аллеи сфинксов, ассоциативно отсылает к аллеям менгиров. Сфинксы сознательно были созданы одинаковыми, ведь их задача — через равномерное ритмическое повторение направить движение в храм.
Аллея сфинксов вела к пилонам — массивным, трапециевидным башням, между которыми находился непропорционально узкий вход. Подобный архитектурный характер был направлен на остановку движения, ведь древнеегипетский храм не предусматривал пребывание в нем верующих и совместных богослужений, что воплощается в композиции. Здесь использованы приемы перспективного сужения и перспективного уменьшения освещения — с каждым новым этапом (новым помещением) храм рассчитан на сужение и затемнение, по сравнению с предыдущим помещением. В направлении движения к святилищу крыша снижается, а пол повышается.
Аллея сфинксов, которая порождает движение, и пилоны, которые его останавливают, образуют значительный контраст. Перед пилонами располагались обелиски — воплощенные в камне символические лучи солнца.
За пилонами открывается перестильный зал — двор под открытым небом, по периметру которого располагаются колонны. Это пространство более сужено и затемнено, чем аллея сфинксов.
Перестильный зал переходид в гипостильный — многоколонный зал с перекрытием (еще большее сужение и затемнение).
Здесь использовались изобразительные колонны, в которых узнавалась местная флора, которая воспроизводила в камне лес. Росписи потолка, который окрашивался в синий и имел изображение звезд, свидетельствуют о попытке имитировать ночь на Ниле.
Гипостильный Зал имеет очень важное значение еще и с конструктивной точки зрения: колонны центральной части массивные и выше, таким образом потолок в этой части повышается, по сравнению с боковыми частями. Это конструктивное решение позволило соорудить на разнице высот световые проемы и решить проблему освещения, оказало значительное влияние на развитие архитектуры, получив название «базиликальный разрез».
По гипостильным залом располагался зал лодки, который представлял собой тесное темное помещение.Последней комнатой храма, ради которой он строился, было святилище — наименьшее и самое темное помещение без световых проемов. Там хранились величайшие святыни храма.
Контрасты между большим и малым, широким и узким, светлым и темным призваны создавать необходимую атмосферу загадочности, таинственности религиозного трепета.
Такой тип храма служил каноном для построения храмов Нового царства.
Карнацкий храм
Расположен на восточном берегу Нила. Строительство началось с эпоху Среднего царства и наибольшего размаха приобрело в период Нового царства. Он не был спроектирован по единому плану, будучи группой проектов, реализованных в разное время не одним поколением фараонов. Сооружение велось с глубины до входа — то есть от святилища к пилонам.
Структура храма Амона в Карнаке повторяет каноническую структуру пилонного храма. Это четырехугольное в плане сооружение (530х 515х 530 Х610).
Карнацкий храм совмещен аллеей сфинксов с Луксорским.
Храм Амона в Луксоре
Луксорский храм строился во времена Аменхотепа III и Рамзеса IV. Попытка воспроизвести канон прослеживается в симметричной композиции и анфиладном расположении помещений, но основная ось вышла со взломом, поскольку пришлось совмещать разновременные застройки. Поэтому двор Рамзеса II не лежит на основной оси.
Гипостильный Зал почти отсутствует — есть большая колоннада, которая так и не обросла колоннами.
В наши дни перед входом в храм возвышается лишь один обелиск. Другой — подаренный французам, украшает площадь Согласия в Париже.
Поминальный храм царицы Хатшепсут
Новое царство отличалось тяготением к разобщению храма и гробницы, чтобы обезопасить последнюю от грабежей.
Поминальный храм царицы Хатшепсут — полускальный. Как и в наземных храмах, расположение помещений по оси здесь сохраняется, также используется прием перспективного уменьшения освещения. Он представляет собой ряд террас, расположенных ярусно, соединенных пандусом, ведущим к скалам. Каждая терраса имеет открытый двор, крытые помещения с колоннами, портиками и святилище, входит в толщину скалы. Использованы гаторические и протодорические колонны.
Храмовый комплекс в Абу-Симбеле
В храмовый комплекс в Абу-Симбеле входят два храма: Большой храм — храм Рамзеса II и Малый храм — посвящен его жене Нефертари.
Сооружение является образцом скального храма — все помещения находятся в толщине скалы, однако повторяют планирования храмов Нового царства.
Большой храм. Фасад обращен на восток. По бокам возвышаются две портретные сидячие статуи Рамзеса II, высеченные из скалы, как и храм.
Малый храм, храм Нефертари имеет фасад, оформленный в виде портала. Группа скульптур из статуй Рамзеса и одной — Нефертари размещены в больших нишах. Гипостильный Зал украшен колоннами с гаторическими капителями.
В 1960-х годах из-за сооружения водохранилища эти храмы перенесли на 200 м дальше от реки.
Влияние архитектуры Древнего Египта на дальнейшее развитие мировой архитектуры: