451 г. до н.э. - 230 г. до н.э.
Начиная с III в. до н.э. центр политической и экономической жизни с Древней Греции переместился в Древний Рим. Рим стал наследником культуры Греции. Рим всегда был государством. И его точка отсчета начинается 451 г. до н.э. – принят закон, который называется «О 12 таблицах» – это гражданское законодательство. Рим изначально формируется как первое в мире юридическое государство. Греки создали мифологию и поэтику искусства, они создали идеи, существующие до сих пор, а римляне создали государство и законы.
Условия географические. Береговая линия Италии, несмотря на длинную и узкую форму этого полуострова, гораздо меньше изрезана бухтами или природными гаванями, чем берега Греции. Италия не имеет в избытке островов. Хотя значительная часть страны очень гористая, но благодаря основному направлению главного горного хребта, Апеннины, тянущиеся от одного конца полуострова к другому, Италия, подобно Греции, не раздроблена на небольшие долины, разделенные друг от друга горами.
Отсюда следующая отличие в характере и судьбах греческого и римского народов.
А) Римляне никогда не были мореплавателями и их колонизаторская деятельность носила совсем иной характер, чем у греков;
Б) Отсутствие в древности резкого соперничества между итальянскими городами, которые оберегали свою независимость менее ревностно, чем греческие, сделало возможным возвышение Рима путем поглощения соседних государств, что не удалось Афинам или Спарте.
Благодаря своему географическому расположению Италия служила посредницей в деле распространения по Европе искусства и культуры.
Условия выбора материалов. Италия по своем геологическом строении значительно отличается от Греции, где главным и почти единственным строительным материалом был мрамор. В Италии, кроме мрамора, широко применялись даже для сооружения важнейших сооружений разные другие породы камня, а также кирпиче и терракота. В Риме под рукой находились следующие материалы: травертин – твердый известняк с Тиволи, туф, из которого состоит большая часть гор, окружающих Рим, пиперина, что добывался в албанских горах и пуццолан. Все эти материалы, кроме первого, вулканического происхождения. Страна имела также в избытке гравий и песок чрезвычайного качества. Пуццоланом называется землистое вещество, которое залегает толстыми слоями в окрестностях Рима. Римляне изобретают бетон, состоящий из известково раствора, вулканического песка и щебня, что очень способствовал прочности римских сооружений. Также бетону можно придать любую форму.
Стены последних обычно возводились из бетона, приготовленного на таком растворе, и облицовывались с декоративной целью кирпичом, камнем, алебастром, порфиром или мраморами самых сортов. Хотя на характер римской архитектуры, по мере распространения ее по всему известному в то время миру, не могли не повлиять местные строительные материалы, но, тем не менее, бетон, в связи с кирпичной или каменной облицовкой, всегда оставался любимыми римлянами материалом, делая его универсальным.
Условия климатические. В климатическом отношении Италия была разделена на три части. Северная Италия имеет умеренный климат Центральной Европы, климат центральной Италии – более теплый, с преобладанием ясных солнечных дней, а климат южной Италии – почти тропический.
Условия религиозные. Тесная связь религии Древнего Рима с его государственным устройством привел со временем к тому, что богопочитания стало поддерживаться правящей верхушкой только по политическим соображениям. Императору стали воздаваться божественные почести. Соответственно именно потому, храмовая архитектура носит на себе отпечаток официальности.
Условия социально-политические. В раннюю эпоху полуостров был населен тремя народами. В средней части – Этрурии, жили этруски – народность вероятно арийского происхождения, поселилась в Италии в доисторические времена и проводила большую строительную деятельность. На юге было так много греческих колоний, страна эта получила название Великой Греции. Остальная Италия, исключая Цисальпинськую Галлию, была занята племенами, которые принадлежали к той же семье, что и греки.
Форма государственного устройства в Древней Италии, как и в Греции, заключалась в том, что города и области сочетались между собой в союзы. Рим сначала управлялся выборными царями, при участии сената и народного собрания, но около 500 г. до н. Был введен республиканский образ правления, а в 27 г. до н.э., при Августе, возникла империя.
Исторические условия. Римская цивилизация существует с 8 ст. до н.э. по 5 ст. н.э. Годом основания Рима считается 750 г. до н.э. Республика вела много удачных войн и покорила несколько этрусских городов, но в 390 г. до н.э. сама потерпела поражение от галлов, которые продолжали в течение определенного времени властвовать в северной Италии. Около 343 г. до н. началось завоевание Римом Италии, завершено через 60 лет.
Затем пришла очередь войн с народами, обитавшими вне Италии.
Первая Пуническая война Рима с Карфагеном закончилась поражением карфагенян и преобразованием Сицилии на первую римскую провинцию. Вторая Пуническая война была самой сложной из всех, которые до сих пор вели римляне. Карфагенский полководец Ганнибал вторгся в Италию из Испании, победил всю высланную на него римскую армию и продержался там, пока не напали на Карфаген.
Третья Пуническая война закончилась полным разрушением Карфагена, который был превращен в римскую провинцию под названием Африки.
Периоды Древнеримской архитектуры:
1.Республиканский (конец VI – конец I вв. до н.э.) Дома Помпеи и Геркуланума, храм Сибилы в Тиволи, храм Фортуны Вирилис в Риме.
Особенности архитектуры древнего Рима:
Конструкции Древнего Рима:
Стена и арка в римской архитектуре выполняли основную конструктивную функцию. Стены возводились из мелких, грубых и дешевых материалов, как кирпич, бетон и облицовывались мрамором. Римляне первыми, применяя бетон, ввели в использование массы битого камня, связанного раствором. Такие стены имели грубый незавершенный вид.
Римляне использовали два основных типа кладки: тесовую (квадровою), которая велась насухо, и бетонную. Бетонная кладка была четырех видов:
Opus incertum – облицовка камнями неправильной формы;
Opus reticulatum – облицована квадратным камнем, расположенном по диагонали, под углом 45 градусов к горизонту.
Opus testaceum – вид стенной кладки, при которой стены выкладывались с обожженного кирпича, а между ними заливался бетон.
Opus mixtum – стенная кладка с кирпичной облицовкой, с прокладками туфа.
Арка. Римлянам были необходимы огромные размеры, ибо в отличие от греков они несли не столько духовные скрепы, сколько государственный строй. Поэтому, чтобы решить эту задачу, они придумали одну очень важную вещь: если строить все не из стоек и балок, а построить деревянный шаблон, по нему выложить подогнанные камни и замкнуть это все трапециевидным замковым камнем, то когда убирается шаблон, конструкция стоит. Римляне активно внедряют арку, которая является революционным изобретением. Арочная конструкция более устойчива, чем стоечно-балочная, ведь арка работает на передаче сил распора на определенные точки: вытесанные клиновидные камни, опираются друг на друга и последовательно предают нагрузку, идущую сверху, соседнему сегменту, пока не перейдет в опоры. Важным преимуществом арки, кроме ее устойчивости, является возможность выполнения ее в больших размерах.
В Древнем Риме распространенной была римская или полуциркульная арка, которая имеет форму полукруга, центр которого находится на уровне арочных пят.
Свод – выпуклое перекрытие или покрытие, которое соединяет стены, опоры зданий, сооружений, мостов и т. д. Своды дали возможность перекрытия больших пространств, чем это позволяла делать стоечно-балочная система. Свод образуется множественным повторением арки вдоль горизонтальной оси.
Купол – конструкция, перекрывающая круглые, многоугольные и эллиптические в плане помещения в виде свода, внутренняя поверхность которого создается вращением кривой (дуги, четверти круга, эллипса и т.д.) вокруг вертикальной оси.
Архитектурный характер сооружений Древнего Рима:
Отверстия играли ведущую роль в фасадах римских сооружений. Их верх делали прямоугольным, чаще полуциркульными. Часто складывалось полукруглое окно, разделенное на три просвета двумя каменными столбцами.
Большие арки часто выкладывались на кружалах, установленных в их пятах на уступы стены.
Своды и купола в большинстве случаев имели тщательную обработку внутренней поверхности кессонами. Устраивались также деревянные перекрытия.
Круглый цилиндрический свод из бетона и камня – основная форма перекрытия. Был распространен также крестовый свод, которым перекрывали квадратные в плане сооружения.
Круглые в плане сооружения перекрывались купольным сводом, а многоугольные – сомкнутыми сводами.
Кровля устраивалась с терракоты, как у этрусков. Устраивались плоские крыши с таврового железа и бетона, например, над некоторыми из больших залов римских терм. Потолки нередко украшались различными геометрическими узорами – сочетание квадратов, ромбов, восьмиугольников тому подобное.
Ордера применялись в связи с аркой, постепенно теряя свое конструктивное значение в сторону декоративного. Колонны становятся пилястрами. Ордера часто размещались один над другим и несколько ярусов.
Колонны ставились на пьедесталы для увеличения их высоты.
Тосканский ордер, имел гладкую колонну без каннелюр и несложный антаблемент.
Дорический ордер редко применялся римлянами. Дорическая колонна получила базу. Римляне видоизменили абаку и эхин, переделали карниз, введя в него пояс зубчиков (дентикул). Все триглифы, размещались на осях колонн. Мутулы обычно размещались только над триглифами, их наклон незначителен.
Ионический ордер имел капитель, которая часто имела волюты из всех 4 сторон. Антаблементы богаче, чем в греко-ионическом ордере.
Коринфский ордер был любимым ордером римлян и применялся для крупнейших храмов. Акантовые листья становятся более мягкие.
Стержни колонн украшались каннелюрами.
Сложный (композитный) ордер был изобретен римлянами и встречался, как правило, в убранстве триумфальных арок. Капитель представляет собой сочетание ионической (верхняя часть) с коринфской (нижняя часть) Остальные детали скомпонованы по коринфскому образцу и не менее богато украшенные.
Римляне не были сильны ни в скульптуре, ни в живописи, но ценили греческие образцы.
Своды, пол, украшались мозаикой. Богатые и красивые эффекты достигались выстилкой полов и облицовкой стен различным мрамором.
Появлялись первые примитивные фрески.
Характерным были спирально завитая ветвь аканта с завитками, украшенными розетками или фигурами фантастических животных и птиц.
Для римлян важное гражданское, так называемое обычное зодчество.
Типы древнеримских сооружений:
Особенности основных римских сооружений и яркие образцы.
Каструм. В истории развития градостроительства в эпоху Римской империи немаловажное место занимает каструм – римский лагерь. Каструм располагался на стратегически важных дорогах империи. Лагерь имел квадратный в очертании план с четырьмя входными воротами. Главная улица, расположена в направлении восток-запад (декуманус), пересекалась с улицей, идущей с севера на юг (кардо). На пересечении кардо и декумануса устраивалась площадь – форум.
Форум – открытая площадь в центре города, которая служила и рынком и местом для собраний. Обычно форум окружали портиками, колоннадами, общественными сооружениями.
Храмы. Римские храмы являются следствием сочетанием греческой и этрусской архитектуры (план подиума и цоколь). Римские храмы были прямоугольные в плане и круглые.
Прямоугольные храмы: в Риме: храм Fortuna Virilis, храм Марса Ультора, Храм Согласия, Храм Юпитера Статора, Храм Веспасиана, храм Антонина и Фаустины, храм Венеры и Ромы, храм Сатурна; в Афинах Храм Юпитера Олимпийского; в Нимме Храм Дианы, Moison Carree; в Спалато: храм Эскулапа; в Баальбеке: Большой храм, храм Юпитера; в Пальмире: Большой храм Солнца.
Круглые храмы: в Риме: храм Mater Matuta, храм Весты; в Тиволи: храм Весты; в Спалато: храм Юпитера, в Баальбеке: Круглый храм.
Основным типом древнеримского храма был псевдопериптер, со стороны которого находился простильний портик. Кроме входного фасада архитравы поддерживались не только колоннадами, но и стенами. Между двумя боковыми стенками, у входа устраивались входные лестницы. Целла римского храма обычно занимала всю ширину сооружения и была больше, чем в греческом. Поскольку римские храмы можно рассматривать только с одной точки зрения, как правило, со стороны форума, основное внимание уделялось решению лицевого фасада.
Пантеон или «Храм всех богов», построенный в Риме в начале II в. н.э. Сооружение Пантеона велось в два периода. Часть его, а именно нимфей и храм этрусского типа с десятиколонним портиком, построенный Агриппой (27 г. до н.э. – 14 г. до н.).
Ротонда, которая существует сегодня, возведена при Адриане (120 – 124 гг. н.э.).
В нем впервые было найдено органическое инженерное и архитектурное решение столь большого внутреннего пространства центрической формы. Пантеон имеет в плане круглую форму, перекрытую куполом диаметром в 43,3 м. Такая же высота здания от пола до верха купола.
В верхней его части расположено круглое отверстие для освещения диаметром 5м.
Внутренняя поверхность купола разделена пятью рядами уменьшающихся кверху кессонов, что зримо увеличивает высоту всего помещения.
Площадь зала Пантеона — около 1500 м². Здание храма было построено с применением бетона, в котором есть каркас из кирпичных арок. Распор купола воспринимается стенами огромной толщины – 6,3 м. Стены бетонные с прокладками кирпичных плит. В них есть восемь внутренних больших ниш и столько же внешних, благодаря которым массу их уменьшили на одну треть.
Купол выполнен из бетона с легким каменным заполнителем – пемзой. Он составлен до уровня четвертого яруса кессонов, из кирпича, заключенного почти горизонтальными рядами.
Перед ротондой стоит октостильний портик коринфского ордера, с двумя колоннами позади первой, третьей, шестой и восьмой. Интерьер имеет мраморную облицовку.
Римская жилая архитектура.
Жилье римлян представлет собой три главных типа:
А) domus или городской дом усадьба;
Б) villa – загородная дача;
С) insula – многоэтажный городской дом.
Помещения в римском доме располагаются в строгом порядке по сторонам от главной оси. Атриум освещался через прямоугольное отверстие в перекрытии. По скатам крыши в это отверстие дождевая вода стекала в расположенный под ним мраморный бассейн.
Базилика. Базиликами в Древнем Риме называли залы судебных заседаний или торговые биржи. Базилика – прямоугольное в плане помещение, ширина которого в 2-3 раза меньше длины. Сооружение разделено вдоль на нечетное количество нефов (3,5) 2-4 рядами колонн. Вход находился сбоку или с одного из концов. На противоположном конце находилось судилище, расположенное в апсиде, которая могла быть отделена от основной части сооружения рядом колонн. По ходу абсиды располагались места для судей. Перед апсидой стоял алтарь, на котором осуществлялись жертвоприношения перед важными решениями.
Базилика Максенция или Константина в Риме – трехнефная базилика, перекрытая огромным цилиндрическим сводом, что пересекается тремя поперечными, такого же диаметра, образуя три крестовые своды.
Боковые нефы, перекрытые тремя цилиндрическими сводами, которые опирались на поперечные стены, где были продольные арки. Базилика имела две апсиды с севера и запада от главного нефа.
Термы. Термы – римские общественные бани. Римские термы существовали не столько для удовлетворения гигиенических потребностей, сколько были центром общественной жизни, удовлетворяя коммуникативные потребности римлян.
Термы, как правило, состояли из трех частей: центральное сооружение, где находились бани, обширная открытая площадь, внешний круг зданий.
Центральный корпус распределялся на:
1) Тепидариум – теплая баня, предназначенная для отдыха;
2) Калдариум – горячая баня, с бассейном горячей воды;
3) Лаконикум – потовая баня, жаркое круглое помещение, перекрытое куполом;
4) Фригидариум – прохладное помещение с бассейном для плавания;
5) Аподитериум – раздевалка;
6) Унктуариум – помещение, где тела натирали маслами, помадами, песком и т.д.;
7) Сферистериум – помещение для игры в мяч;
8) Библиотека;
9) Театр.
Основной корпус окружала открытая площадь, с возвышенных мест для зрителей, местами для прогулок и атлетических упражнений.
Внешние сооружения содержали залы для лекций, эскедры для произнесения речей, магазины, резервуары для воды, дома рабов, обслуживавших термы и т. п.
Термы Каракаллы. Размером (450 × 450 м), расположены на искусственно приподнятой террасе, под которой находились очаги нагрева воды.
В их высокой юго-западной части соорудили огромный, присоединенный к Марциевом акведуку резервуар-отстойник, вода из которого по уклону легко подавалась в башенный корпус, сдвинутый ближе к середине комплекса и уже не связанным непосредственно с входом.
Главный корпус (214 × 110 м) состоял из зеркально повторявшихся групп вестибюлей, раздевалок, массажных мест, палестр, залов для отдыха, залов для омовения и парилок. С двух сторон они подводили к круглому (диаметром 35 м) калидариуму с горячими бассейнами вдоль стен и двойным рядом окон под куполом, такого же типа, как и купол Пантеона. Главным залом был тепидариум, который являлся центром композиции, вокруг которого группировалась остальные залы. Роскошно отделанный интерьер контрастировал с просто решенным экстерьером, который, вероятно, получил оштукатуренную отделку.
Театры. Основываясь на греческом театре, римляне подстраивают его под собственные нужды:
Он состоял из ряда концентрических уступов, соединенных широкими проходами и лестницами с внешними галереями.
Амфитеатры. Амфитеатры больше театров соответствовали характеру римлян и их любви к более динамичных зрелищ. Из-за особенностей этих зрелищ (гладиаторские бои, навмахии) места для зрителей окружали арену по кругу.
Колизей или амфитеатр Флавиев. Начал строиться Веспасианом Флавием в 75 г. н.э. Был достроен в конце I в. н.э его сыном Титом. В плане Колизей имеет форму эллипса, 186 × 156 м.
Три яруса аркад, расчленяют фасад здания, завершаясь четвертым массивным ярусом – почти глухой стеной. Внешняя стена каждого этажа представляет собой 80 арочных пролетов. Пролеты нижнего этажа служат входами, обеспечивая равномерное и быстрое заполнение или освобождение помещения. Арки связаны с массивными столбами, скрытые за ордером. Тектоника фасада простая, но выразительна: первый ярус – ордерная аркада с применением дорических полуколонн, второй – ионических полуколонн, третий – коринфских полуколонн, четвертый – с небольшими проемом украшен коринфскими пилястрами. Ордера имеют чисто декоративное значение. Важной характеристикой Колизея является численность членений, но многократно повторяющаяся система, тем не менее, не кажется монотонной. Места для зрителей делились на четыре зоны, отражая их социальный статус. Под нижними ярусами находились помещения для животных. Арена Колизея могла заполняться водой через специальные шлюзы. Также, в наличии было перекрытие-тент из парусины.
Цирки. Назначением римского цирка были лошадиные бега. С архитектурной точки зрения это – приспособленный к этим потребностям греческий стадион.
Триумфальные арки и колонны.
Триумфальные арки. Триумфальные арки сооружались римлянами для прославления полководцев и их военных побед, также, при входе в города, на мосты и т. п. Триумфальные арки могли иметь один или три пролета. Во втором случае, центральный делался большим боковых. Над антаблементом сооружался аттик. Декор этих арок создавался коринфскими колоннами, архитектурными украшениями, статуями, барельефами.
Арка Константина в Риме построена в честь победы Константина над Максенцием. Имеет гармоничные пропорции и роскошное декорирование: коринфский ордер, имеет раскрепованний антаблемент над каждой колонной, стоящей отдельно от устоев. Над аттиком располагалась квадрига и статуи.
Победные колонны. Имели то же назначение, что и триумфальные арки.
Колонна Траяна в Риме. Колонна расположена на квадратном в плане пьедестале, с одной стороны которого есть двери, ведущие внутрь колонны, а три другие стороны украшены скульптурной пластикой, изображающей трофеи. Колонна Траяна имеет римско-дорический ордер. Внутри колонны устроены винтовая лестница. Барельефы экстерьера подчеркивают ее конфигурацию и развитие.
Вероятно, она символизирует развернутый свиток, где изображены эпизоды из похода Траяна на даков. Сверху колонна увенчивалась статуей императора, которую позже заменят на статую св. Петра.
Римские гробницы. Римские погребальные сооружения можно разделить на пять типов:
1) колумбарий – погребальные склепы, устраивались в подземельях. В стенах делались ниши, где располагались урны. В колумбариях могли ставить и саркофаги.
2) Монументальные гробницы – квадратные или круглые башнеобразные сооружения, что поднимаются на квадратном пьедестале, увенчанные пирамидальным верхом.
3) Пирамидальные гробницы, в которых ощущается египетское влияние. Строились преимущественно из бетона, имели внутри погребальную камеру, мраморную облицовку, росписи стен и сводов.
4) Небольшие надгробия. Состояли из двух частей: наземной и подземной. Наземная часть служила часовней, имела портик на фасаде. В подземной части размещались саркофаги и ниши для урн.
5) Римские гробницы на Востоке, могли быть выложены из кирпича или высеченные из скалы.
Акведуки – римские водопроводы. Для устройства акведуков римляне пользовались гидравлическим законом равновесия жидкостей в сообщающихся сосудах. Вода проводится с высоких местностей в городские резервуары.
Для доставки воды в город делали почти горизонтальные акведуки в виде арочных мостов, где размещались каналы из камня и бетона.
На верхние этажи римляне проводили воду через вертикальные трубы сверху в низ, путем естественного напора.
Римские мосты. Из-за необходимости быстрого и рационального передвижения римляне преуспели в строительстве мостов. Римлян редко останавливали препятствия в виде рек, поэтому переправляться они привыкли, где им нужно, а не, где для этого есть естественная возможность. Римские мосты, имели в основе арочную конструкцию, были прочными и простыми.
Фонтаны. Рим, ни Древний ни современный, нельзя представить без воды. Древние римляне придумали почти все существующие на сегодня типы фонтанов. В Риме были общественные фонтаны, представляющие собой бассейн с водой, бурные струи, или сочетание этих двух фонтанов.
Частные фонтаны, расположенные в садах и дворах частных усадеб, были более разнообразные пластично, разукрашивались стеклом, мозаикой, скульптурой.