Итал. barocco – причудливый, странный, произошло предположительно от португальского barroco – жемчужина неправильной формы, или от латинского baroco – мнемоническое обозначение одного из модусов силлогизма.
Поначалу термин имел оскорбительный характер, подразумевая абсурд или нелепицу. Только в 1888 году стал использоваться в качестве обозначения стилистического направления.
Барокко – художественное направление конца шестнадцатого – середины восемнадцатого века в архитектуре и изобразительном искусстве Европы и Латинской Америки. Барокко отображало эстетику драматических взаимоотношений между человеком и миром. Стиль возник в Италии (в Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции). Тесно взаимосвязано с маньеризмом, рококо и классицизмом. От маньеризма барокко заимствует чрезмерную эмоциональность и динамичность. В каждой стране оно подпитывается местными традициями и тенденциями.
Ключевые характеристики:
- архитектура Барокко — это контрреформация и абсолютизм;
- художественно-технический эклектизм. Барокко состоит из различных художественных стилей историзма. При этом оно охватило все виды искусства — архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр;
- синтез искусств. Эта концепция заключается в обильных скульптурных и живописных декорациях зданий. Барокко свойственнаперспективная роспись потолков; скульптура “вылезла” из ниш и уверенно разгуливает по фасадам;
- архитектура Барокко намерена восхищать своей праздностью и декоративностью форм. Барочный орнамент состоит из раковин, гирлянд, арабесок, цветочных ваз, музыкальных инструментов и других символических и аллегорических элементов. Маскароны в виде человеческих лиц, львиных голов, богинь, ангелов, детей. Дверные проемы оформлялись арками с колоннами или кариатидами. Интерьер состоял из большого количества зеркал и дорогой мебели, например, сделанной из черного дерева.
- сложность и нарушение пропорций форм, неравномерная расстановка колонн, античная ордерная система приобретает рваный ритм;
- овальный план. Был изобретен итальянцами в 16-м веке и является характерной чертой архитектуры Барокко;
- креповки (раскреповки). Креповка — это выступ антаблемента над приставной колонной (и самой колонны), полуколонной или пилястрой, при этом по сторонам от нее антаблемент более плоский. Барокко любит многоступенчатые креповки;
- архитектор использует световые эффекты, чтобы добиться визуального увеличения размера здания;
- барочное сооружение всегда является частью ансамбля с окружающим пространством, и состоит в эстетическом союзе с фонтанами, скульптурами, ведущими к зданию дорогами и аллеями, парками и газонными площадками;
- строительные материалы: мрамор, гипс, бронза, золото, хрусталь, дерево.
Ключевые архитекторы: Джованни Лоренцо Бернини, Фишер фон Эрлах, Доменико Фонтана, Карло Мадерна, Франческо Борромини, Филиппо Юварра, Пьетро да Кортона, Гварино Гварини, Карло Райнальди, Бальтазар Нейман.
Ключевые здания:
Сант-Иньяцио. 1650. Рим, Италия. Орацио Грасси.
Люксембургский дворец. 1631. Париж, Франция. Саломон Деброс.
Карлскирхе. 1737. Вена, Австрия. Фишер фон Эрлах.