Стиль ар-деко возник во Франции, но его можно с уверенностью назвать американским архитектурным стилем. Противопоставлялся модерну. Термин возник из названия Международной выставки декоративного искусства и промышленности, прошедшей в 1925 году в Париже. 1930 -1940 — международная востребованность. Постепенно трансформировался в функционализм.
Ключевые идеи:
- художественно-технический эклектизм — конструктивизм, кубизм, футуризм, неоклассицизм, этнические мотивы Азии, Африки и коренных народов Америки;
- симметрия, геометричность; сложные и смелые композиционные решения — рисунки и орнамент могут не совпадать;
- пирамидальность (отсылает нас к древним пирамидам) или сужение к вершине. Это позволило увеличить порцию света, достающую до поверхности земли(это относится к высотному строительству);
- архитектурная самоирония. Архитектура ар-деко мыслит, дискутирует, критикует себя, сравнивая прогресс и человека;
- оконные и дверные проемы уже простенков, если они больше ближайших — они обязательно получают фацетированную мощную раму или другое массивное обрамление. Визуально кажется, что окна будто стискиваются массой простенков, что придает зданиям монументальный вид;
- использование декоративных символических элементов, например: часы, циркуль, крылья, маскароны в виде орлиных голов, цитаты (“Великий архитектор Вселенной”, главный вход в Рокфеллер плаза, Ли Оскар Лори). Над главным входом в Дженерал-электрик-билдинг можно увидеть скульптуру из двух рук, держащих электрический разряд, башня здания также украшена скульптурами и элементами, олицетворяющими радиоволны и электричество. Вершина Крайслер-билдинг оформлена в виде дисков колес собственных автомобилей;
- работа со светом как внутри, так и снаружи. Игра света прослеживается в кинотеатрах, концерт-холлах, в холлах зданий. Снаружи — на первый взгляд, скромные металлические детали, чаще вертикальные, умело подчеркивают тектонику здания;
- дороговизна, роскошь, шик, изысканность. Вопреки тому, что в период расцвета этого стиля весь металл ушел из архитектуры для оснащения войны, ар-деко все же предпочитало использование стали, никеля, алюминия, бронзы, серебра;
- именно в эпоху ар-деко многие общественные здания перестраиваются — появляются эскалаторы, кондиционеры, лифты, интерьерные композиции;
- заказчиками были крупные монополисты и госкомпании, которые через концепцию ар-деко говорили о своей всесильности и финансовомблагополучии. Ар-деко повествует о том, что оно создано не на улице и не для улицы, этот стиль не пытается понравится неподготовленному потребителю;
- технологии строительства ар-деко — залог адекватности. Небоскребы в США могли быть построенными за год, до 14 этажей в неделю. Стройплощадки едва вылезали на тротуар, занимая минимальную площадь, не перекрывая движение, не мешая местным жителям. В США строительный кластер состоял из 4 клепальщиков, которые работали без страховки, каждый выполнял определенную функцию, если кто-то заболевал — не выходили все четверо, поскольку технология проста и заключалась в слаженности и исключительности отработанной техники. Зодчие СССР, командированные в США для изучения высотного строительства, по возвращению делились впечатлениями о перфекционистской организации строительства. Если в то время каждое государство, в частности СССР, пыталось построить “лучший дом всех времен и народов”, тратя на проектирование двадцать лет, но так и не построив его, то в США здания строились быстро, сверхкачественно и уверенно;
- в Европе ар-деко максимально развилось в декоративно-прикладном искусстве. Роскошные рациональные интерьеры, боясь пустоты, состояли из полов с геометрическим рисунком, из потолка, состоящего из тяжелых кессонов, из дополнительных внутренних оконных обрамлений, из бронзовых скульптур и нестандартных сочетаний из стекла и металлических поверхностей; посередине гостиной обычно стоял большой квадратный стол с квадратными стульями. Нужно сказать, что целостная интерьерная картина воспринимается созерцателем весьма тяжело. Конструкторы, дизайнеры, скульпторы и художники использовали дорогие породы дерева (ебеновое) и тканей, серебро, никелированную сталь, гранит, мрамор, слоновую кость. Ар-деко — это крокодилья и акулья кожа, шкуры леопарда и зебры, бронзовые и позолоченные подсвечники и торшеры, кубистические металлические вазы и чайные сервизы, ювелирные изделия Cartier.
Ключевые архитекторы: Фред Тоунли, Джон Уолтер Кросс, Элиот Кросс, Уильям ван Элен и другие.
Ключевые сооружения:
Крайслер-билдинг. 1930. Нью-Йорк, США. Уильям ван Элен.
Дженерал-электрик-билдинг. 1931. Нью-Йорк, США. Джон Уолтер Кросс, Элиот Кросс.
Ратуша в Ванкувере. 1935-1936. Канада. Фред Тоунли.
Лайнер “Нормандия”. 1935. Пьер Пату, Анри Пакон. Рельефы — Раймон Деламар, свет — Рене Лалик.
ЦУМ. Киев, Украина. 1936-1939. Даниил Фридман, Алексей Щусев.