Родилась художница 10 декабря 1884 года в селе Нескучное, Курская губерния, Российская империя (сейчас Харьковская область Украины).
1884 - 1967
Выдающаяся украинская художница, живописец и график, работавшая в России и Франции, участница объединения «Мир искусства», одна из первых женщин, одновременно вошедших в историю живописи Украины, России и Франции. Известна портретами выдающихся людей своего времени, картинами на сельскую тематику, монументальными росписями.
Зинаида родилась в семье видных творцов. Дед по матери Николай Бенуа — знаменитый архитектор, отец Евгений Лансере, рано умерший, — известный скульптор, дядя А. Бенуа – выдающийся художник-модернист. После смерти главы семейства в 1886 г. мать и шесть ее детей переехали в Петербург, однако каждое лето проводили в усадьбах Нескучное и Веселое. Семья посещала Эрмитаж и театры, не пропускала ни одной выставки. Все родственники занимались творческой работой и поощряли занятия Зины, рисовавшей с самого детства. К выбору портретного жанра подталкивало общение с многочисленными родственниками-яркими творцами (дядя А.Бенуа, братья Е. и Н. Лансере и др.) и гостями, а это К. Сомов, А. Ахматова, Ю. Анненков. Позже, в Париже, она запечатлела С. Прокофьева, художника С. Иванова и др.
В силу трагически складывавшихся жизненных (да и политических) обстоятельств, а также из-за очень скромно-застенчивого и непрактичного характера, З. Е. Серебрякова получила заслуженное признание только в 1960-х годах, когда ряд выставок с успехом состоялся в нескольких городах России. Во Франции художница выставлялась редко, но ее великолепные портреты пользовались популярностью. На родине художницы в селе Нескучном под Харьковом проходят «Нескучные пленэры» ее имени, а во Франции усилиями ее детей Александра и Екатерины создан Фонд З. Серебряковой. О Серебряковой критика и ценители отзывались как о выдающемся мастере «европейского значения», но голос художницы, чье искусство было почти реалистичным, тонул в шуме вокруг абстрактного творчества и других новейших изысков. В искусствоведении, тем не менее, существуют термины «серебряковская живопись» и «серебряковский» портрет. Полотна художницы украшают коллекции лучших музеев стран Европы, Украины и России.
Ключевые идеи :
— Со времён ученичества З. Лансере старалась выражать в произведениях свое восхищение красотой мира. Её ранние работы, выполненные в стиле, близком к постимпрессионизму («Сад в цвету»,1908 и др.) рассказывают о поисках гармонии и об острых эмоциях от прелести родной земли. Даже вступив в общество художников-авангардистов «Мир искусства», художница отличалась своим стилем, которому свойственна пластичность, и любовью к сюжетам простым и понятным каждому.
— Если в Санкт-Петербурге Зинаида формировалась как личность, то в любимом Нескучном её дарование расцветало – каждый клочок этой земли волновал художницу. Совершенство техники в сочетании со свежестью колорита и чистотой безупречно подобранных тонов привлекает зрителя в пейзажах художницы. Фигуры людей или простые постройки она включает в композицию как элемент организации пространства.
— Портреты у З. Серебряковой живые, полные света и оптимизма – это отношение к натуре художница сохранила и в более поздний период, когда писала марокканок и марокканцев. Эту же яркую эмоцию передает большой цикл с изображением крестьянских женщин – работающих, спящих, моющихся в бане.
— Очень звонкая, дышащая прозрачной свежестью палитра художницы близка в своей стилистике и к фовизму, и к экспрессионизму, и в какой-то мере к реализму, поскольку она не отказывалась в угоду новейшим течениям от почти правильной перспективы. При этом использовала крупные плоскости локального яркого цвета, придающие полотнам декоративное звучание. Классикой живописи начала 20 столетия стали такие полотна, как «За туалетом» (автопортрет художницы), «Зеленя осенью» (обе приобретены Третьяковской галереей с первой для Зинаиды выставки), а также знаменитая «Жатва», удивляющая не только сочностью колорита, но и ясноликостью персонажей. В этот же период расцвета карьеры и личного благополучия написана картина «Беление холста», для композиции которой мастер выбрала подчёркнуто-низкую линию горизонта, благодаря чему на фоне неба силуэты крестьянок приобрели монументальность.
— В 1920-е годы, оставшись вдовой с четырьмя детьми на руках, З. Серебрякова писала много портретов балерин (квартиру Бенуа «уплотнили» артистами театра). Среди обычных для художницы приветливо-яснооких красавиц встречаются в серии такие полотна, как «Голубые танцовщицы» — тревожные удары кисти, хаотично-беспокойные линии и некоторая эскизность работы выдают переживание мастера за свою судьбу и судьбы своих детей.
1884
1900
1902 - 1907
1910 - 1911
1912 - 1916
1916
1919
1920 - 1924
1924
1928
1940
1960
1967
Родилась художница 10 декабря 1884 года в селе Нескучное, Курская губерния, Российская империя (сейчас Харьковская область Украины).
Окончив женскую гимназию, поступила в частную художественную школу княгини М. Тенишевой, где в течении двух лет ее преподавателем был художник и гравер, выдающийся портретист и член «Мира искусства» О. Э. Браза.
Совершила путешествие в Италию, занималась в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже, где преподавал испанский новатор К. Кастелучо, пользовавшийся широкой популярностью среди студентов. В 1905 г., преодолев препятствия со стороны духовных властей, вышла замуж за своего кузена, инженера Бориса Серебрякова. В следующих 2 года у пары родились сыновья Евгений и Александр.
Приняла участие как приглашенный гость в большой седьмой выставке «Мира искусства», где ее картины были замечены, а две из них – автопортрет «За туалетом» и «Зеленя осенью» для своей знаменитой московской галереи приобрел Павел Третьяков. Вскоре художница стала официальным членом этого петербургского объединения.
У Серебряковых родились дочери Татьяна и Екатерина. Зинаида Евгеньевна много работала в Нескучном, обращаясь к сюжетным сельским темам, исполняя множество портретов, в том числе групповых семейных.
Была приглашена дядей Александром Бенуа (вместе Е. Лансере, Б. Кустодиевым, М. Добужинским) для работы в росписях московского Казанского вокзала; взяв тему Востока, представила четыре страны в виде аллегорических красавиц. Работала над темами из славянской мифологии (цикл картин остался незаконченным).
Осталась вдовой (муж умер от тифа) с малолетними детьми и пожилой больной матерью на руках. Имение семьи разграблено и сожжено, художница нашла работу рисовальщика в археологическом музее Харькова (зарисовка экспонатов). Написала трагическую по содержанию картину «Карточный домик», изобразив своих осиротевших детей.
Переехала с семьей в Петроград, получив предложение работать в Петроградском отделе музеев или занять профессорскую должность в Академии художеств, но предпочла работать в мастерской. В большую квартиру деда подселили артистов Мариинского театра, и художница написала много полотен и портретов на темы театральной жизни. Выполняла для заработка отдельные оформительские заказы.
14 картин художницы экспонировались с успехом на выставке в Нью-Йорке, причем особый интерес вызвала «Спящая обнаженная девочка на красном одеяле», написанная в 1923 г. – это произведение и один натюрморт были куплены, что очень поддержало семью Серебряковых. Художница получила заказ на исполнение большого декоративного панно в Париже и уехала во Францию, как оказалось — навсегда.
Двое из детей — Екатерина и Александр — с помощью Красного Креста воссоединились с матерью в Париже и были ее верными помощниками до конца жизни. С особым подъемом художница работала в Бретани (цикл, посвященный рыбакам) и в Марокко (второй раз с дочерью побывала в этой стране в 1932 г.)
Продолжала зарабатывать на жизнь портретами, получила французское подданство, совершала творческие поездки на юг Фрации и в Швейцарию. Изредка организовывались персональные выставки в Париже.
После разлуки длиной в 36 лет художницу посетила дочь Тата (Татьяна уже ставла популярной в России, альбомы с репродукциями издаются миллионными тиражами). Она помогла организовать возвращение работ матери на родину — в 1966 году большие экспозиции произведений З. Серебряковой прошли в Москве, Ленинграде, Киеве. Забытая на десятилетия художница стала знаменитой — только Государственный Русский музей купил 21 картину.
Умерла художница 19 сентября 1967 года в Париже, Франция.