Жорж Вальмье родился 11 апреля 1885 года в городе Ангулем, Франция.
1885 - 1937
Французский художник, дизайнер, театральный сценограф и музыкант. Жорж Вальмье был последователем самых передовых художественных тенденций своего времени, начиная от импрессионизма и заканчивая кубизмом и абстракцией.
Художник тесно сотрудничал с современным театром, создавая декорации и костюмы к постановкам, а также был успешным дизайнером, разрабатывая макеты ковров, мебели и прочих предметов быта. Художник внес большой вклад в развитие кубистского и абстрактного (нефигуративного) искусства. Он был, наряду с Ж. Арпом, А. Глезом и др., членом исполнительного комитета группы «Абстракция-Творчество» — первого объединения художников-абстракционистов, имевшего большое значение для развития европейской абстрактной живописи. Ж. Вальмье публиковал свои произведения в регулярно выходившем и популярном не только в Париже издании «Бюллетень современного искусства», во многом влиявшимо на формирование художественных взглядов в обществе. Жорж Вальмье был прекрасным музыкантом, много концертировал с творениями Дебюсси, Равеля, Сати и др. и даже повлиял на композитора А. Жоливе.
В конце своей жизни художник много времени отдал сценическому оформлению и созданию костюмов для современного театра и балета. Наиболее плодотворным было его сотрудничество с режиссером Маринетти в итальянском «Театре искусства».
Творчество Вальмье оказало значительное влияние на развитие нефигуративной живописи начала ХХ века. Прежде всего, это чистая абстракция, в которой отсутствует даже намек на реальные формы, а также поп-ар, неопластицизм и дадаизм.
Ключевые идеи:
Искусство Жоржа Вальмье развивалось по собственному пути, без прямых контактов с группой Пюто и другими художниками-кубистами.
Стиль художника, основанный на произведениях Сезанна, отличается синтезированными формами, схематичной перспективой и акцентированным вниманием на геометрии предметов и пространства. Его автопортреты, портреты, натюрморты и пейзажи Монмартра состоят из многогранных плоскостей, подчеркнутых динамическими диагоналями и выразительным цветом.
После Первой мировой войны, в которой художник принимал непосредственное участие, его живопись претерпела значительные изменения, становясь все более абстрактной. Плоские фигуры, расположенные в центре картины, перекрывают друг друга и сливаются в единую стройную и сбалансированную композицию. Использование крупных поверхностей с ритмическим рисунком, присутствие рисованных элементов, как будто наложенных на поверхность картины, вызывают ассоциации с кубизмом Пикассо на синтетической его фазе, хоть и отличается более насыщенной цветовой палитрой и меньшим дроблением форм.
Начиная с 1930-х годов, в живописи художника начали появляться концентрические круги и прямоугольники, закрашенные однотонным насыщенным цветом. Фигуры в его картинах стали еще более упрощенными без лишних деталей, и лишь несколько узнаваемых элементов, имеющие отдаленное сходство реальными вещами, помогают идентифицировать изображение.
1885
1890
1906
1913
1919
1922
1930
1936
1937
Жорж Вальмье родился 11 апреля 1885 года в городе Ангулем, Франция.
Семья художника переехала на Монмартр, где он получил образование, в том числе художественное и музыкальное. Самые ранние работы Жоржа датируются 1905 годом. Они представляют собой портреты близких в домашней обстановке и пейзажах с выразительными штрихами и красочными тенями.
Начал обучение в свободной Академии Гумберта, расположенной бульваре де Клиши, где его талант заметил директор Фердинанд Гумберт. На следующий год по рекомендации своего наставника художник поступил в Школу изящных искусств, где продолжил обучение до 1909 года. Большое значение для развития творческого стиля Вальмье имело посещение ретроспективной выставки Сезанна, которая стала для него настоящим открытием в области современного изобразительного искусства.
Впервые выставил свои натюрморты, пейзажи и портреты в Салоне Независимых. Наиболее интересной была картина «Вид на канал Сен-Мартен», выполненная в новаторском стиле. В следующем году художник снова принял участие в Салоне, продемонстрировав публике несколько своих работ, в том числе «Портрет мадам Рено», которую замечает художественный критик Андре Сальмон. В 1914 году Вальмье был призван на фронт в качестве медицинского работника. В одной части с ним служил художник-кубист А. Глез, который стал его хорошим другом.
По возвращении в Париж продолжил занятия живописью. Художник познакомился с Л. Розенбергом, который стал его художественным дилером и покровителем. Благодаря своей дружбе с Глезом, наладил творческие контакты со многими кубистами. В это время творческий стиль художника претерпел значительные изменения, став более абстрактным. В 1921 году Розенберг организовал персональную выставку Вальмье в своей Галерее современного искусства. В том же году живописец принял участие в выставке «Мастера кубизма» в Париже.
Начал активное сотрудничество с современным театром. Художник создал костюмы и декорации к постановкам девяти футуристических произведений, под руководством итальянского режиссера Маринетти в Театре искусства. Вальмье занимался театральными исследованиями, экспериментировал с различными способами и формами выражения на сцене. Живопись художника этого периода представляла собой в основном натюрморты, выполненные в технике гуаши.В 1928 году художник занимался оформлением особняка Розенберга на улице де Лончам в Париже и принимал участие в Салоне Независимых с масштабным полотном «Цирк».
Стал участником и членом исполнительного комитета объединения абстракционистов «Абстракция-Творчество». Вместе с художниками группы Ж. Арпом, А. Глезом, Ф .Купкой и другими принимал участие в совместной выставке в Париже. На протяжении этого периода много путешествовал. Художник выставлялся в Нью-Йорке, Вене и Варшаве.
Вальмье работал над масштабными панелями для украшения кинозала Дворца химии на всемирной выставке в Париже. Во время этой работы художник серьезно заболел и умер от сердечного приступа год спустя.
Художник ушел из жизни 25 марта 1937 года в Париже.