Жан Эдуар Вюйар родился 11 ноября 1868 года в Кюизо, Франция.
1868 - 1940
Французский художник, график и дизайнер, представитель символизма и модерна, один из основателей группы художников «Наби» (франц. «Nabi», в переводе с иврита — «Пророки»).
Работы Вюйара относят к жанру «интимизм» за стремление к поэтизации повседневной жизни. Живопись Вюйара, охватывающая не так много тем, отличается гармоничностью и оригинальным тональным решением, что делает ее довольно узнаваемой даже среди других «набистов». Художник знаменит не только живописными полотнами, но и талантливыми монументальными композициями. Его фрески можно увидеть в фойе театра на Елисейских Полях, во Дворце Шайо и дворце Наций в Женеве.
Ключевые идеи:
— Типичными чертами полотен и других работ Вюйара являются камерные сцены. При этом образы как бы сливаются с фоном, становятся неотделимыми от него. Фигуры и отдельные предметы нарочито размыты, и это усиливает их обаяние, придавая таинственность. Художник использует цветовые созвучия мастерски, оригинально подбирая их гамму.
— Живопись набида привлекает свежестью и непосредственностью восприятия, тонкостью эмоционального подхода к повседневности, изысканной композицией и выразительностью силуэтов. Краски художника, преимущественно близких друг другу переходных оттенков, создают особый ритм и едва уловимое ощущение вибрации, исходящей от полотна.
— Начав творчество в манере, близкой к голландцам XVII века и Шардену, Вюйар очень быстро перешел к импрессионизму. В интерьерах, написанных художником, постепенно стали появляться человеческие фигуры, преимущественно женские.
— Искусство живописца становилось со временем все более монументальным, а картины большими по размерам. Со временем Вюйар начал создавать панно и настенные росписи. Помимо домашних сцен, Вюйар любил изображать на своих полотнах цветущие сады и городские парки. Занимался художник и портретной живописью, в основном для того, чтоб заработать средства к существованию.
— Зрелое творчество художника относится к символизму. Наиболее типичные символистские вещи Вюйара созданы в манере «интимизма». Они изображают фигуры в интерьерах, составляющих ритмичное единство с фоном.
— Картинам живописца присуща упрощенность форм, двухмерность, тяга к теплым, слегка приглушенным тонам и оттенкам. Иногда в картинах присутствуют участки локального темного цвета, что утверждает их декоративность.
— Особенность картин мастера – подчеркнутая орнаментальность. Художник тщательно прописывает узор на обоях, обивку мебели, платья героинь. Несмотря на обилие мелких деталей, полотна Вюйара не создают впечатления перегруженности, а составляют единый гармоничный ансамбль.
1868
1884
1887
1889
1890
1892 - 1896
1901 - 1903
1910 - 1920
1937
1940
Жан Эдуар Вюйар родился 11 ноября 1868 года в Кюизо, Франция.
Начал обучение в лицее Кондорсе. Однако вскоре решил стать художником, прекратил обучение и начал заниматься в студии живописца Д. Мейлара.
После нескольких неудачных попыток был принят в Школу изящных искусств в Париже.
Присоединился к творческой группе «Наби» (с иврита «Пророки»), основанной Полем Сюзерье. В объединение входили такие художники как: Морис Дени, Пьер Боннар, Кер-Ксавье Руссель и другие.
Познакомился с братьями Натансон, владельцами художественного обзора «La Revue Blanche». Его работы, наряду с произведениями Пьера Боннара, Анри де Тулуз-Лотрека, Феликса Валлоттона, стали регулярно печататься в журнале.
Занимался оформлением интерьеров жилых апартаментов (созданием «квартирных фресок») и вскоре стал очень востребованным художником. Сотрудничал с Люнье-По в символистском Театре творчества, создавая декорации для театра и принимая участие в постановке мизансцен.
Работы художника были впервые выставлены в Салоне Независимых, затем он принял участие в Осеннем салоне.
Начал тесно сотрудничать с антрепризой и с ее главой Сергеем Дягилевым.
Выполнил дворцовые росписи в Пале-Шайо.
Ушел из жизни 21 июня 1940 года в Ла-Боле, Франция.