Жан Метценже родился 25 июня 1883 года в Нанте, Франция.
1883 - 1956
Французский живописец и график, талантливый преподаватель, искусствовед и литератор.
Проявившийся с ранних лет талант способствовал поступлению в Академию изящных искусств в родном городе. Здесь Метценже учился основам академического искусства у талантливого, хотя и не очень известного портретиста Ипполита Туртона. Однако уже очень скоро он начал проявлять интерес к различным авангардным течениям в живописи, в частности к неоимпрессионизму.
Жан Метценже был ведущим теоретиком кубизма, который стал известен благодаря трактату под названием «О кубизме», написанному в сотрудничестве с Альбером Глезом. В 1912 году художник был среди основателей группы «Золотое сечение» — ответвления Парижской школы, которая состояла из ведущих кубистских художников и других последователей абстрактного искусства. Первый показ этой группы на выставке «Салона Независимых» в 1911 году вызвал большой резонанс в обществе. Благодаря статьям по искусству, преподавательской деятельности, и яркому индивидуальному стилю Жан Метценже стал одной из важных фигур абстрактной живописи начала ХХ века, и внес большой вклад в ее распространение по всей Европе и в США.
Ключевые идеи:
— В своем творчестве Жан Метценже был продолжателем традиций Пабло Пикассо, Жоржа Брака и других кубистов-основателей стиля. Он использовал приемы с характерными прямыми линиями, острыми гранями и геометрическими формами кубизма.
— Художник был приверженцем так называемого «аналитического кубизма», в котором стираются грани пространства и формы, а предметы предстают перед зрителем в самых невероятных ракурсах.
— В живописи Метценже находит отражение раннее увлечение пуантилизмом, с его четким разделением цветовых мелких пятен, а также фовизмом, что обуславливает выбор художником насыщенной и смелой цветовой палитры. В то время как большинство работ кубистов отличаются некоторой ограниченностью оттенков, холсты Метценже радуют глаз яркими краскам и смелыми сочетаниями цветов.
— Начиная с 1911 года, художник постепенно отходит от аналитического кубизма и начинает больше внимания уделять объему предметов и сочетанию различных ракурсов внутри сложных, многогранных композиций. Этот тип кубизма был назван «сезанновским», так как основой для него послужили находки Поля Сезанна, впервые применившего одновременно несколько точек зрения на объект, изображенный на одном полотне.
— Зрелые работы Жана Метценже представляют собой тщательно выверенные, стройные композиции, где видна кропотливая работа автора над каждой деталью и просматривается его незаурядный творческий интеллект.
— Будучи одним из главных теоретиком кубизма, художник с особым вниманием следил за соответствием своих работ основным понятиям стиля. Его картины смело можно назвать идеальным воплощением художественных идей создателей направления Пикассо, Гриса, Леже и Брака, наглядным примером возможностей стиля в вопросах формы, объема, размера, относительного положения и соотношения между элементами, а также геометрическими свойствами самого пространства.
— Теоретики искусства утверждают, что Жан Меценже – самый последовательный из кубистов, наиболее полно выразивший идею и сущность этого стиля.
1883
1903
1908
1913
1920
1930 - 1950
1956
Жан Метценже родился 25 июня 1883 года в Нанте, Франция.
После участия в выставке «Салона Независимых» продал три своих картины. На вырученные средства переехал в Париж, где начал карьеру профессионального художника. Участвовал в нескольких выставках, в том числе «Осеннем салоне» и познакомился с влиятельными людьми искусства: Г. Аполлинером, П. Пикассо, А. Матиссом. В его живописи все еще видны следы увлечения неоимпрессионизмом, но постепенно стилистика работ художника изменилась в сторону более абстрактной манеры. Также Метценже занимался литературной деятельностью, которая была высоко оценена его другом Аполлинером. Несколько стихов художника были опубликованы в периодических изданиях Парижа.
Присоединился к движению кубизм. Вместе с Глезом и ле Фоконье участвовал в выставке Салона д’Арне в 1910 году и Салоне Независимых в 1911 году. Живописец стал одним из основателей группы «Золотое сечение» — объединения художников-абстракционистов. В 1912 году эта группа организовала собственную выставку, которая вызвала неоднозначную реакцию публики, не знакомой с абстрактным искусством. В этом же году Метценже и Глез выпустили трактат «О кубизме», который раскрывал суть этого направления в живописи. Также Метценже издал ряд других исследовательских работ в сфере искусства.
В период перед Первой мировой войной написал много картин и вел активную выставочную деятельность. Художник принимал участие в «Осеннем салоне », выставлял свои работы в галерее «Штурм» в Берлине, а также вместе с Глезом и Леже в галерее Берте Вайль в Париже. Кроме этого, картины Метценже были показаны в Соединенных Штатах. После выставок в Милуоки (1913) и Нью-Йорке (1915) большое количество работ было продано в музеи и частные коллекции, а творчество художника постепенно стало известным и популярным. Во время войны художник был призван в армию и вернулся в Париж лишь в 1919 году.
После возвращения домой изменил свой творческий стиль. Художник постепенно отошел от кубизма, отдавая предпочтение более реалистичным работам, но сохраняя при этом в них элементы кубизма. Как и его коллега Леже, Метценже начал вводить в свои полотна механические элементы и научные символы.
Участвовал во многих выставках, в том числе в Англии в галереях Ганновера и Лестера, и в Чикаго. В 1937 году художник создал большую роспись для Международной выставки искусств и технологий в Париже. Метценже преподавал в различных учебных заведениях, таких как Академия де ла Палетт и Академия Гранд Шомьер в столице Франции.
Ушел из жизни художник 3 ноября 1956 года в Париже, Франция.
течение
Фовизм
Неоимпрессионизм
друзья
Жорж Брак
Пабло Пикассо
Фернан Леже
Робер Делоне
Хуан Грис
художники
Жорж Сёра
Анри Кросс
Поль Сезанн
Анри Матисс
Андре Дерен
течение
Футуризм
Супрематизм
Экспрессионизм
Абстракционизм
друзья
Альбер Глез
Жорж Брак
Робер Делоне
художники
Марк Шагал