Родился художник 19 марта в небольшом городке Ропчице под Львовом (тогдашняя Австро-Венгрия). Родители художника были австрийцами по происхождению, но считали себя поляками и воспитывали детей в патриотическом духе.
1869 - 1949
Польский живописец, график, автор витражей и мозаик, дизайнер тканей, интерьеров и мебели, театральный декоратор, мастер плаката, ведущий представитель искусства « Mloda Polska» («Молодая Польша»).
Юзеф Мехоффер является одним из основателей общества польских художников «Искусство», которое занималось популяризацией современной авангардной живописи в стране. Международную известность Мехоффер приобрел благодаря созданию витражей собора св. Николая во Фрайбурге (Швейцария). Кроме этого, художник был талантливым преподавателем. Он занимал пост профессора, а позже ректора Краковской академии искусств, среди учеников Мехоффера было много известных художников.
Ключевые идеи:
— Творчество художника отличается разнообразием, как в выборе тем, так и в пластических средствах выражения. Юзеф Мехоффер работал в традиционной масляной живописи и акварели, создавал талантливые графические работы, в том числе плакаты и иллюстрации, а также произведения декоративно-прикладного искусства, наиболее часто прибегая к витражам и мозаикам.
— Художник участвовал в оформлении интерьеров, разрабатывал узоры для ковров и тканей и многое другое. Все его работы отличает одна общая черта — высочайший профессионализм автора и его стремление довести свои работы до совершенства.
— Стилю живописи Мехоффера присуща символичность, лиризм, изящная линия и декоративность модерна. Черпая вдохновение в искусстве представителей Венского Сецессиона, художник создавал утонченные композиции, в которых заметно искреннее восхищение красотой природы и внутренним миром человека.
— Богатое сочетание насыщенных цветов, большое разнообразие палитры и тщательная проработка деталей отличает картины Мехоффера его зрелого периода. Наиболее ярким примером этому служат полотна «Муза», «Портрет жены художника с пегасом» и многие другие.
— После 1910 года символизм и декоративность в работах Мехоффера постепенно уступает место более живым и спонтанным сюжетам, а плотная цветовая палитра насыщается светлыми и легкими тонами, свойственными как импрессионистам, так и представителям модерна. При этом художник несколько отходит от четкой линии и начинает работать с цветовыми пятнами, моделируя изображения с помощью мягких переходов света и тени. Художник пишет преимущественно пейзажи, наполненные солнечным светом и умиротворенным настроением. Показательной работой этого периода выступает картина «Майское солнце», написанная в 1911 году.
— Помимо живописи, художник активно занимался графикой, экспериментируя в различных художественных техниках. Его преимущественно монохромные графические изображения отличаются выразительностью линий и драматизмом сюжетов. Мехоффер много трудился над передачей движения и человеческих эмоций, подчеркивая их плотным штрихом и динамичностью композиций. Иллюстрации, офорты и литографии художника представляют собой лучшие образцы графики художественного движения «Молодая Польша».
1869
1887
1889
1890
1900
1910 - 1920
1920
1930
1940
1946
Родился художник 19 марта в небольшом городке Ропчице под Львовом (тогдашняя Австро-Венгрия). Родители художника были австрийцами по происхождению, но считали себя поляками и воспитывали детей в патриотическом духе.
Начал обучение в Ягеллонском университете, где изучал право. Одновременно поступил в Академию изобразительных искусств в Кракове (преподаватели — Ян Матейко, Изидор Яблонский и Владислав Лушкевич). В начале творческой карьеры много работал над витражами, мозаиками и росписями церквей. Одна из наиболее ранних работ – роспись Мариацкого костела в Кракове и проект витража для хоров этого храма, созданный совместно с Выспяньским.
Продолжал художественное образование в Вене; в Париже посещал Академию Жулиана и студию Леона Бонна. В этот период совершил путешествие во многие европейские страны, в том числе Германию, Испанию и Швейцарию. Во время учебных поездок познакомился с архитектурой и церковными росписями самых знаменитых соборов.
Картины художника участвовали в выставке Общества поощрения художеств «Zacheta» в Варшаве. Здесь позже прошли первые персональные выставки (1913, 1935, 1937 гг.). Написал несколько крупных аллегорических полотен и освоил новые графические техники. Во время путешествия по Италии познакомился с мозаикой, используемой в мастерских Мурано. Результатом стали многочисленные выполненные витражи для польских соборов и декоративные украшения для церквей, в частности, витражи «Апостолы» (1896), «Богоматерь Победы» (1897) в кафедральном готическом соборе Святого Николая, Фрибург, Швейцария. В Вене работы экспонировались в 1893 и 1897-98 гг., в Берлине – в 1895-96 и 1899 гг.
Был награжден золотой медалью на Всемирной выставке в Париже (1900), на Всеобщей выставке в Чикаго (1904) и в Мюнхене (1905). Стал доцентом, затем профессором кафедры декоративной и религиозной живописи в родной Краковской академии, одним из основателей общества польских художников «Sztuka» («Искусство»), членом венского объединения «Hagenbund», парижского Национального общества изобразительных искусств и Королевского общества друзей изящных искусств в Брюсселе. Принял участие в многочисленных выставках в Вене, Берлине, Париже и Лос-Анжелесе. Стал автором проекта для полихромной росписи сокровищницы (1902), часовни Шафранцев в кафедральном вавельском соборе (1907), собора в Плоцке (1903), армянского собора во Львове (1906–1910).
Стиль мастера претерпел серьезные изменения. Художник начал работать в более светлой палитре, уделяя много внимания солнечному свету в своих картинах. Работал в основном над пейзажами. Ярким примером таких полотен служат «Белые тополя» (Аллея в Вуйче,1919) и др. В этот период Мехоффер создал также много портретов, в которых стал непревзойденным узнаваемым мастером. Произведения выставлялись в Венеции (1910, 1914), в Риме (1911), Лондоне (1921), Брюсселе (1925), Хельсинки и Флоренции (1927), Лос-Анжелесе (1928), Падуе (1931), Филадельфии (1934) и Мадриде (1935).
Популярность возросла, и работы художника попали на показы в Венецию (1920, 1926), Лондон (1921), Торуни (1921-22), Лодзь (1924), Брюссель (1925), Хельсинки и Флоренцию (1927), Лос-Анжелес (1928).
Участвовал в выставках в Падуе (1931), Риме и Филадельфии (1934), Мадриде (1935). Во время Второй мировой войны выехал вместе с семьей во Львов, где расписал греческую церковь. Был арестован фашистскими солдатами. После нескольких месяцев заключения художника освободили благодаря заступничеству итальянского правительства и Ватикана.
Вернулся в Краков. В Варшаве в 1945 г. состоялась персональная выставка, организованная польским Обществом поощрения изящного искусства.
Умер художник 8 июля в городе Вадовице в возрасте 77 лет.
течение
Символизм
Постимпрессионизм
друзья
Станислав Выспяньский
Ян Станиславский
художники
Ян Матейко
Пюви де Шаванн
Владислав Слевинский
Исидор Яблонский
течение
Модерн
друзья
Станислав Выспяньский
Ян Станиславский
художники
Здислав Эйхлер
Винценты Драбик
Роман Сельский
Крамштык Роман