Родился 15 октября в селе Олешки на Херсонщине в семье мастера корабельного дела. Учился в Херсонском реальном училище, где состоялось художественное «крещение». В 12 лет Юхим нарисовал углем портрет Жуковского.
1885 - 1935
Украинский живописец и книжный график, историк искусства и поэт.
Как деятель культуры возглавлял Киевское отделение Ассоциации художников Украины, был членом коллегии Всеукраинского отдела искусств, членом совета Киевской художественной академии, главой Комитета памяти Н. Леонтовича. Как педагог вел курс в Киевском высшем институте народного образования имени М. Драгоманова, преподавал в керамическом институте (г. Миргород). Как видный искусствовед писал глубоко содержательные статьи, рецензии, монографии («Т. Шевченко», «Керамика на Украине» и др.), издал книги «Украинская песня в московском лубке», «Гончарная керамика на Украине» (напечатана в Вене).
Был арестован 27 марта 1934 г. в Киеве с формулировкой «за подготовку вооруженного восстания» и приговорен к ссылке в Архангельскую область. Там он через год умер и был похоронен на кладбище «Макариха» (могила не сохранилась). Реабилитирован в 1989-ом.
Ключевые идеи:
— Юфима Спиридоновича Михайлова, щедро одаренного от природы, называют украинским «французским символистом». Хотя его творчество вобрало и ассимилировало немало и Восточных, и Западных воздействий, оно с уверенностью может быть трактовано как оригинальное и национально-самобытное.
— Его влекло творческое переосмысление общечеловеческих вечных «вненациональных» вопросов с их поисками «новой красоты». Однако в то же время ему присуща укорененность в национальное прошлое, в историю культуру родного края.
— Художник, чаще всего использовавший пастель, старался убедительно передать и символический смысл, и естественность мотива: «Пороги» (1908) поражают мощной энергией, а «Радуга» (1928) – живой игрой чистого света после грозы.
— В монументальном триптихе «Соната Украины» художник использует своеобразный симбиоз — пейзаж с сюжетом так органично переплетается, что отдельно существовать им невозможно, поскольку призваны создавать символический ансамбль. Пластические средства и трактовка изображения, где идея воскрешения, пробуждения Украины объединяется с утверждением вечной жизни Духа, соответствуют параметрам жанрового целостного образа.
— Символом Украины считается картина Михайлова «Чайка». Спокойная река, отражающая небо и облака, символизирует ход истории. По определению самого художника, большая птица на переднем плане олицетворяет Украину, что несется во времени.
— Ю. Михайлов своей стихией считал музыку красок и был уверенным ее творцом. Любимые цвета — желтый и голубой. Они для художника — символ расцвета Духа, пронизанного солнцем и безграничным космосом. Именно поэтому голубых и золотистых оттенков больше всего в палитре живописца.
— Любовь к жизни, восхищение миром природы в полную силу звучит в натюрмортах художника. Их композиции четко конструктивны, «крепко» построены. В каждом продуман определенный акцент, который развивает и держит композицию.
— Ю. Михайлов с разрешения духовенства Екатеринослава при разработке росписей и создании высокохудожественных изображений Богородицы, евангелистов и их символов, ангелов в Новой военной церкви, применил оригинальную собственную символистскую трактовку образов, что довольно необычное и очень редкое для начала 20 века явление в сакральном искусстве.
1885
1897 - 1910
1911 - 1912
1914 - 1916
1917
1918
1919 - 1920
1920 - 1930
1934
1935
Родился 15 октября в селе Олешки на Херсонщине в семье мастера корабельного дела. Учился в Херсонском реальном училище, где состоялось художественное «крещение». В 12 лет Юхим нарисовал углем портрет Жуковского.
Поехал в Москву, получив стипендию от херсонского земства для изучения керамики и ковроткачества в Строгановском художественно-промышленном училище; затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в мастерскую В. Серова, К. Коровина; получил звание «Классный художник первой степени».
Мобилизованный в царскую армию художник служил в Екатеринославе (сейчас г. Днепр), где выполнил росписи в Крестовоздвиженской церкви, создал декоративные панно в Музее древностей (сейчас музей им. Д. Яворницкого), совершал этнографические экспедиции.
Работал в редакции журнала-газеты «Новь» в Москве, делал иллюстрации для журнала «Детское чтение». Основная творческая деятельность — оформление книг, книжная графика. Женился на Галине Алексеевне Шкитин; воевал на фронтах Первой мировой войны.
Переехал с семьей в Киев, где активно участвовал в художественной жизни города. Экспонировал работы на выставках, стихи печатал в журнале «Путь».
Работал преподавателем в керамическом институте Миргорода, печатался в издательстве «Грунт».
Вернувшись в Киев, работал в комиссариате искусств, в Наркомпросе. Был избран председателем Киевского филиала Ассоциации художников Украины. Стал членом коллегии Всеукраинского отдела искусств, членом художественного совета Киевской Художественной Академии. Преподавал в Киевском высшем институте народного образования им. Драгоманова (сейчас Киевский университет).
Возглавил Комитет памяти Н. Леонтовича, куда входили Л. Курбас, Г. Хоткевич, Б. Лятошинский, др. выдающиеся деятели; вел активную деятельность по искусствоведению. Его статьи и рецензии печатались в журналах, вышли монографии «Т. Шевченко», «Керамика на Украине», написана книга «Украинская песня в московском лубке», в Вене напечатана книга «Гончарная керамика на Украине». Участвовал в выставках, в частности, на родине в 1927 г. экспонировал по приглашению Херсонского музея ряд работ – «Чайку», цикл сонат «Украина», «Мельницу», «Весну».
Был без оснований арестован по обвинению в подготовке вооруженного восстания (ст. 54-11 УК УССР) и сослан в Котлас (Архангельская обл.).
Жизнь художника оборвалась. Его похоронили в Котласе на кладбище «Макариха», место захоронения не сохранилось. Ю. Михайлова реабилитировали в 1989 г.