Юрий Павлович Анненков родился 23 июля 1889 года в городе Петропавловск-Камчатский, Российская империя.
Был сыном народовольца, отбывавшего ссылку в Петропавловске. Семья приехала в Петербург в 1893 году.
1889 - 1974
Русский художник-авангардист, график-иллюстратор, выдающийся деятель театра и кино, литератор. Стиль творца в изобразительном искусстве раскрылся в гармоничном соединении модерна, кубизма и футуризма с приемами традиционной живописи.
Из острохарактерных портретов художников и писателей, политических деятелей и артистов сложилась значительная галерея – уже в 1922 году в альбом «Портреты» было включено 80 картин, передающих облик ключевых фигур того времени: Ахматова и Мейерхольд, Пастернак и Маяковский, Ремизов и Горький, Замятин и Хлебников, Троцкий, Луначарский, Зиновьев и др. За портрет Ленина в 1924 г. удостоился первой премии – он воспроизводился на купюрах и марках.
Невозможно переоценить новаторский вклад в сценографию как русских, так и французских театров. Анненков, работая со Станиславским, Мейерхольдом, Комиссаржевским, Балиевым, впервые выдвинул и воплощал идею беспредметных кинетически изменяющихся декораций. Как художник кино был отмечен «Оскаром».
Под литературным псевдонимом Борис Темирязев создал драматические и прозаические произведения, публицистику и мемуары «Дневник моих встреч». Написав яркие и не всегда комплиментарные воспоминания о Блоке, Горьком, Маяковском, Замятине, Ахматовой, Пастернаке стал автором, запрещенным к публикации в СССР.
Ключевые идеи:
— Не получивший систематического художественного образования Юрий Анненков в какой-то мере был наследником петербургского стиля мирискусников, особенно в графических работах.
— Художник вырабатывал собственную манеру, одновременно близкую экспрессионизму, кубофутуризму и модерну. Это особенно остро проявлялось в портретном жанре. Похожий стиль, охарактеризованный искусствоведами как «новый синтез», был у художника Бориса Григорьева, влияние которого Анненков не скрывал.
— Сознательно отвергая принципы каких-то четких школ и направлений, Анненков имел пристрастие к иллюзионистическим эффектам формы, а приемы кубизма и футуризма использовал в смягченном варианте.
— Как яркий новатор Юрий Павлович выступил в сценографии – не только выпустил своеобразный манифест абстрактного театра Ритмические декорации (1919), а затем статью «Театр до конца», но и на практике впервые внедрил движущиеся декорации, меняющееся освещение.
— Вершиной книжного искусства Юрия Анненкова признаны орнаментально-четкие и одновременно романтически-сюрреальные иллюстрации к поэме «Двенадцать» (1918), создававшиеся в творческом союзе с автором поэмы А. Блоком. Множество раз переиздавалась книга Чуковского «Мойдодыр» с иллюстрациями Анненкова (первое – в 1923).
— В поздний парижский период писал в характерной плоскостной и декоративной манере пейзажи предместий, интерьеры, женские портреты. В них зрелый мастер придерживался свободы цветовых пятен, используя цветные абрисы-контуры.
1889
1905
1908
1909
1911
1913
1918
1920
1923
1924
1927
1934
1955
1966
1969
1974
Юрий Павлович Анненков родился 23 июля 1889 года в городе Петропавловск-Камчатский, Российская империя.
Был сыном народовольца, отбывавшего ссылку в Петропавловске. Семья приехала в Петербург в 1893 году.
За политические карикатуры для выходящего нелегально журнала был исключён из казённой гимназии (12-ая Петербургская) и далее учился в частной гимназии Столбцова.
Познакомился с соседом по даче в Куоккале И. Репиным, ставшим для начинающего художника самым почитаемым мастером. Поступив на юридический факультет Петербургского университета, параллельно вместе с М. Шагалом занимался в студии-мастерской художника С. Зейденберга.
Летом работал с Шагалом на этюдах в Боровичах, не выдержав экзамена в Академии Художеств, брал уроки у Я. Ционглинского и посещал занятия в училище Штиглица.
Занимался в парижских мастерских М. Дени и Ф. Валлотона, посещал в Париже две Академии — Гранд Шомьер и Ла Палетт. В работах заметно влияние входивших в моду кубизма и футуризма. Следующее лето провёл на этюдах в Бретани, где исполнил зарисовки рыб и растений моря для диссертации зоолога Бей-Нафильяна (защищена в Сорбонне).
Состоялся дебют в Салоне Независимых (показаны «Вечер», «Пейзаж»), вернулся в Петербург, выполнил свою первую театральную художественную работу (спектакль «Nomo sapiens» для театра «Кривое зеркало») и для журнала «Сатирикон» сделал несколько обложек и иллюстраций.
Был членом объединения «Мир искусства», оформил первое издание поэмы «Двенадцать» А. Блока в кубистическом стиле, много сотрудничал с издательствами, работал в графике и в портретном жанре.
Был назначен профессором московской Академии Художеств. Позже экспонировал большую серию «Портреты» на выставке «Мира искусства».
Выполнял заказ на серию портретов политических деятелей (Троцкий, Каменев, Радек, Зиновьев, Керенский,Луначарский и др). Изображения вошли в альбом «Семнадцать портретов», вышедший в Госиздате в 1926 г. Но спустя два года альбом был отовсюду изъят по приказу Сталина (его художник также изобразил) и уничтожен.
Стал членом-учредителем Общества художников-станковистов, стал лауреатом первой премии в конкурсе на лучший портрет Ленина для гос. знаков. Выехал в Венецию как экспонент XIV Международной художественной выставки и последовавшей за ней Международной выставки художественно-декоративного искусства в Париже, после чего на родину не вернулся, поселился в Париже.
Графика художника была представлена на показе «Искусство книги» в Лейпциге, его персональная выставка прошла в парижской галерее Биллер. В следующем году персональная выставка состоялась в галерее Катр Шмэн (Париж), художник принял участие в вернисаже «Современное французское искусство» в Москве.
Вскоре после выставки «Современное русское искусство» в Филадельфии персональные выставки прошли в двух в галереях Парижа. Художник увлёкся кинематографом, за 20 с лишним лет оформив декорации к 50 кинолентам. 10 лет подряд избирался президентом профсоюза «Синдикат техников французской кинематографии».
Получил премию «Оскар» за работы к фильму «Мадам де…» режиссера М. Офюльса. В СССР большой известностью пользовался фильм об Модильяни с названием «Монпарнас», оформленный художником в 1957 г. (режиссура Ж. Беккера). Мастер работал художником-постановщиком и на французском и западногерманском телевидении.
В Нью-Йорке вышло собрание мемуарных очерков «Дневник моих встреч. Цикл трагедий», запрещенное к распространению в СССР (впервые на родине мастера переиздано в 1991).
Оформлял в издательстве YMCA-Press книги А. Солженицына. До конца жизни совмещал станковую живопись с занятиями графикой. Во многих французских журналах воспроизводились пейзажи предместий Парижа, интерьеры, женские портреты. Всего же для французских театров оформил более 60 пьес, балетов и опер.
Юрий Павлович Анненков умер 12 июля 1974 года в Париже, Франция.