Ян Торн-Приккер родился 5 июня 1868 года в Гааге, Нидерланды.
1868 - 1932
Ян (Иоганн) Торн-Приккер — нидерландский художник, иллюстратор и мастер декоративно-прикладного искусства, живший и работавший в Германии.
Его отец был самодеятельным художником. Ян обучался живописи в художественной Академии родного города с 1883 по 1887 год. Студенческие работы художника были выполнены в стиле импрессионизм.
Ян Торн-Приккер работал преимущественно в стиле модерн (югендштиль), но сотрудничал и с художниками-символистами, участвуя в выставках бельгийского «Общества ХХ». Торн-Приккер известен своими живописными работами, витражами, декоративными росписями храмов и общественных зданий. Большая заслуга художника состоит в возрождении древнего искусства стеклянной мозаики, которое он не только применял сам, но и передал свои знания и умения многочисленным ученикам.
Ключевые идеи:
— Практически все творчество Торн-Приккера основано на религиозной тематике. Так как художник был глубоко верующим человеком, для своих работ он выбирал христианские темы, насыщенные библейскими образами и символами. Таково его полотно «Мадонна в тюльпанах», которое является визитной карточкой мастера. Картина представляет собой изящное сочетание одухотворенного образа Мадонны с декоративностью и плавными линиями модерна. Пышные цветочные орнаменты, мерцающие мягкие оттенки сходных между собой цветов – особенности, характерные для многих произведений автора.
— Ян Торн-Приккер много внимания уделял декоративному искусству, создавая не только изумительной красоты витражи и мозаики, но и дизайн мебели, узоры для тканей и посуды в стиле модерн. Его работы отличает гармоничное сочетание приглушенных цветов: темно-зеленых, фиолетовых, песочных и коричневых, а также прекрасное видение своих произведений в контексте стиля и формы здания, где они расположены.
— Художник обладал редкой способностью работать с самыми различными материалами: стеклом, керамикой, камнем, тканями, которые в умелых руках мастера становились настоящими произведениями искусства.
— Торн-Приккер стремился к тому, чтобы его произведения имели не только эстетическую ценность, но и служили людям долгие века. Примерно с 1902 года художник перестал работать как живописец и полностью посвятил себя церковному и прикладному искусству, расписывая церкви и создавая уникальные витражи.
1868
1890
1892 - 1898
1904 - 1908
1910
1920 - 1932
1932
Ян Торн-Приккер родился 5 июня 1868 года в Гааге, Нидерланды.
При помощи известного художника Яна Торопа, вступил в бельгийскую группу «Объединение ХХ» и принимал участие в ее коллективных выставках. В этот период Торн-Приккер познакомился с работами символистов Пюви де Шаванна и Гюстава Моро, а также художников группы «Наби». Эти произведения, а также картины Мориса Дени оказали на художника огромное влияние, так как в них гармонично совмещались новейшие художественные приемы с традиционной живописью католиков.
Познакомился с Жозефином Пелладаном и стал членом мистического «Ордена розенкрейцеров». Увлекался символизмом и выставлял свои работы в салоне «Роза и крест». Большая часть его картин в символическом стиле была сделана в этот период — ярким примером служит полотно «Мадонна в тюльпанах», написанное в 1892 году, где показательно сочетание религиозных образов с плавными линиями и цветочными орнаментами модерна. В этом году началась дружба и сотрудничество художника с А. ван де Велде – одним из основателей бельгийской ветви модерна, выдающимся мастером данного стиля. Художники, совместно работая над крупными проектами, уникально оформили виллу Чайка в Схевенингене. Приккер стал главой отделения живописи фирмы «Arts and Crafts», которая занимается продажей произведений искусства в Гааге.
Не встретив поддержки своего творчества у соотечественников, а также по политическим соображениям, переселился в Германию. Здесь занимался преподавательской деятельностью в Высшей школе прикладного искусства Крефельда. Ближе познакомился с работами великих мастеров прошлого: Микеланджело, Ботичелли, Мазаччо и других, совершая путешествие в Италию, посетил Данию.
После работы над крупным проектом в Хагене, получил много заказов на настенные росписи и стеклянные мозаики, а также на оформление интерьеров. Наиболее выдающимися стали работы для дома собраний в Нойсе 1912 года и витражи хагенского вокзала. Художник посетил Францию, преподавал в художественной школе Фолькванг в Хагене. Между 1914 и 1916 гг. художник работал над дизайном интерьера Старо-католической церкви мира в Эссене – одним из самых ярких примеров религиозного югендстиля.
После окончания Первой мировой войны преподавал технику мозаики и основы монументальной живописи в художественных школах и академиях Мюнхена, Дюссельдорфа и Кёльна. Создал произведения настенной живописи в ратушах Амстердама и Роттердама.
Умер художник 5 марта 1932 года в Кёльне, Германия.