Яков Георгиевич Чернихов - SKETCHLINE

назад

5 (17) декабря 1889 года, Павлоград, Екатеринославская губерния, (Российская империя) - 9 мая 1951 года, Москва (СССР)

Яков Георгиевич Чернихов

описание

Яков Георгиевич Чернихов – советский архитектор и график, автор научных трудов по теории архитектуры и талантливый педагог. Его имя малоизвестно на территории Украины, несмотря на то, что он родился в нынешней Днепропетровской области и около десяти лет прожил в Одессе, обучаясь в высшем Художественном училище. Обладая мощным пространственным мышлением и воображением, Чернихов посвятил свою жизнь созданию смелых архитектурных проектов в духе конструктивизма, и стал выразителем идей авангарда начала 20 века, повлиявшим на многих современных архитекторов.

Яков Чернихов является крупнейшим представителем жанра архитектурной фантазии, который предполагает оригинальные образы, не ограниченные возможностями традиций зодчества, и профессионально выполненные средствами изобразительных искусств. Самое главное в архитектурном творчестве, по мнению художника, – это фантазия. В одном из своих теоретических трудов Чернихов  говорит, что «умение фантазировать и претворять образы фантазии в видимое начертанье есть первая основа новой архитектуры».  Но воплотить  в жизнь свою задумку возможно только с помощью тщательной графической подготовки, поэтому  все свои работы художник создавал в строгом соответствии с законами построения и требовал этого от своих учеников.

Взгляды архитектора намного опередили его время. Спроектированные Яовом Черниховым здания сложно представить даже на улицах современного города, не говоря уже о Советском Союзе начала 20 столетия. По этой причине творчество и личность художника воспринималась современниками неоднозначно. Прогрессивные умы признавали его гением, в то время как для основной массы его творчество осталось непонятым, и, как следствие, надолго забытым. Но, так или иначе, Яков Чернихов остается гениальным фантазером, проекты которого вдохновляют на новые свершения, а книги открывают мир совершенно иной архитектуры, где нет ограничений для полета творческой фантазии.

Ключевые идеи:

— Проекты Чернихова – это идеальные городские конструкции, которые отличает экспрессия, необычайная красота и гармония линий, динамика в сочетании плоскостей и объемов. Эти сооружения не содержат в себе абсолютно ничего узнаваемого или привычного. Все формы являются плодом неудержимой фантазии художника, они беспрецедентны, часто – утопичны, но одновременно тщательно выстроены, логичны и обоснованы.

— Большинство задумок Якова Чернихова никогда не были воплощены в жизнь и даже не предназначались для этого. Однако те из них, что все же были реализованы, дали архитектору прекрасную возможность подтвердить свои теории и расчеты на практике. В основном это были  комплексы металлообрабатывающих заводов, промышленных предприятий,  жилых кварталов и учебных заведений. Под  личным руководством Якова Григорьевича было построено около 60-ти объектов разного назначения.

— Преподавание было настоящим призванием Якова Чернихова. Все свои рисунки он адаптировал для того, чтоб они служили иллюстрациями его особого метода, который он называл «начертательным искусством». Своих учеников он учил не просто технике или стилю, а особому видению, чувству материала и пространства,  которое служит основой архитектурного  творчества. На протяжении  многих лет, вплоть до своей смерти, Яков Чернихов преподавал в различных учебных учреждениях графические дисциплины – начертательную геометрию, рисунок, черчение.

— Яков Чернихов был архитектором-художником, который прекрасно чувствовал свою эпоху, потребности общества и каждого человека в отдельности. Современники замечали, что он имел особый дар предугадывать будущее и создавать действительно красивые вещи с помощью точного научного  подхода. Основа творческой манеры художника – ритмичность и асимметричность гармоничной композиции. Именно эти качества вместе с аккуратностью и точностью исполнения делают работы Чернихова такими привлекательными и актуальными в любое время.

— Намного опережая свое время, Яков Чернихов очень близко подошел к созданию универсального графического  языка, способного заменить вербальное общение и письменность. Его работы напоминают современный графический дизайн, а его разработки вполне можно переводить в 3D модели. Книги художника: «Основы современной архитектуры», «Архитектурные фантазии. 101 композиция» и другие, остаются интересными пособиями, развивающими пространственное мышление и воображение, способными пробудить желание экспериментировать с новыми формами и методами в архитектуре.

Яков Георгиевич Чернихов

Они повлияли

течение

Конструктивизм

художники

Геннадий Ладыженский

Кириак Костанди

Леонтий Бенуа

Он повлиял

течение

Конструктивизм

художники

Леонид Ламм

описание

Башня находится на территории завода «Красный гвоздильщик», который изначально был построен иностранным купцом Ф. А. Шопеном как чугунолитейный завод.

1930 - 1931

описание

Масштабный проект под названием «Дворец Коммунизма» не был реализован в реальной жизни, как и многие другие замыслы Якова Чернихова. Он представляет собой чистую архитектурную фантазию, похожую больше не на чертеж будущего здания, а на рисунок, изображающий идеальную гармонию формы и  пространства.

ок. 1930

описание

Полное название произведения, которое дал ему автор, звучит так: «Архитектурная выдумка-иллюзия. Выявленная устремленность, демонстрация величественности массы и передача грандиозности c помощью кольцевых, криволинейных и прямолинейных сочетаний с их сочной окраской».

1929 - 1933

описание

Яков Чернихов преимущественно работал над архитектурными проектами, которые имели практическое применение, но многие его работы являются просто рисунками, фантазиями на тему городской архитектуры прошлого и будущего. Данная работа относится именно к этой категории, и вызывает у зрителей непосредственные ассоциации с творчеством другого известного архитектора-фантазера Джованни Баттиста Пиранези, который создавал многочисленные красочные проекты, не всегда предназначенные для реального воплощения в жизнь.

1929 - 1933

описание

Многие проекты Якова Чернихова представляют собой не отдельное здание, а целый комплекс строений, предназначенных для определенной цели. На протяжении своей карьеры художник создал и воплотил в жизнь несколько таких комплексов, которые имеют самое различное предназначение.

1929 - 1933

описание

Произведение входит в сборник «Архитектурные фантазии. 101 композиция», который является одним из самых известных творений Якова Чернихова. С этой композицией связана неприятная история, так как она оказалась среди 29 работ этого цикла, которые были украдены из центрального архива и заменены подделками.

1929 - 1933

описание

Цикл «Конструкция архитектурных и машинных форм», куда входит данная композиция, отражает увлечение Чернихова промышленной архитектурой после окончания им Академии художеств в 1925 году. Его стремление включить в повседневную реальность самое современное техническое оснащение в полной мере выражало дух раннего советского авангарда, когда различные машины и механизмы уверенно вошли в жизнь каждого человека.

1927 - 1931

описание

Рисунок демонстрирует основные особенности архитектурных композиций Якова Чернихова: асимметрию, динамичность и тщательную проработку каждой детали. Многие рисунки архитектора служили иллюстрациями для его теоретических трудов, и не предназначались для воплощения в реальные условия.

1925 - 1930

описание

Оригинальная архитектурная стилистка Якова Чернихова основывалась на его фундаментальных знаниях орнамента и ритма. В своем раннем цикле с необычным названием «Аристография» он много экспериментировал с формой и пространством, вращая в разных направлениях графические элементы конструкций и создавая причудливые, но безукоризненно точные орнаменты, отличающиеся притягательной ритмической пульсацией.

1918 - 1924