Хуан Грис родился 23 марта 1887 года в Мадриде, Испания.
1887 - 1927
Испанский художник и скульптор, теоретик искусства, один из основоположников кубизма, стоит в одном ряду с П. Пикассо и Ж. Браком.
Хосе Викториано Кармело Карлос (такое имя он получил при рождении) был тринадцатым ребенком в семье богатого торговца Грегорио Гонсалеса. Первое художественное образование мальчик получил в Мадриде в школе изобразительного и прикладного искусства. С 1904 года Грис брал частные уроки живописи у Хосе Морено Карбонеро, который был высокообразованным, но очень традиционным живописцем. Первые свои деньги художник заработал, иллюстрируя юмористические очерки в журналах.
Хуан Грис – выдающаяся фигура европейского искусства первой половины ХХ века, своей высокоинтеллектуальной живописью положивший начало сюрреализму, дадаизму и поп-арту. Несмотря на довольно короткую жизнь, художник сумел создать новый поворот в развитие кубизма, став основателем его синтетического направления и первопроходцем в технике коллажа. Член парижской группы художников, известной как «Эколь де Пари», Грис принимал участие в выставках «Салона Независимых» в Париже, галерее Штурма в Берлине, Галерее Далмау в Барселоне и многих других. Кроме картин, художник создавал декорации и костюмы к балетным постановкам Сергея Дягилева, а также иллюстрировал книги своих друзей: Г.Апполинера, П.Реверди, В.Уидобро. Творчество художника, помимо живописи, оказало влияние на развитие скульптуры, архитектуры и дизайна в Европе и Соединенных штатах Америки.
Ключевые идеи:
— Начав карьеру как иллюстратор и карикатурист, Хуан Грис недолго выбирал свой творческий путь. Познакомившись однажды с работами кубистов Пикассо и Брака, он стал верным последователем этого течения, изменившим впоследствии вектор его развития и создавшим новое понятие в изобразительном искусстве — «синтетический кубизм».
— Изображая предметы в различных ракурсах, разделяя и вновь соединяя их части, художник, в отличие от его коллег-кубистов, всегда стремился создать цельный образ, где различные элементы и материалы составляют единую гармоничную композицию. Грис изображал предметы менее искаженными, простыми и узнаваемыми с первого взгляда, делая абстрактное искусство понятным даже для непосвященного зрителя.
— Большинство картин художника – натюрморты. Работая с неподвижными предметами, художник мог свободно экспериментировать с формой и перспективой: разделять и соединять, резать и склеивать, добавлять различные текстуры и даже вырезки из газет.
— Хуан Грис был непревзойденным мастером коллажа, одним из первых в данном направлении. Он помещал целые страницы из газет и журналов прямо на холст, создавая разноплановую композицию не только по цвету и форме, но и по своей фактуре. Он также создал несколько выдающихся портретов, наиболее известным из которых стал портрет Пабло Пикассо, написанный в 1912 году.
— Художник уделял много внимания цвету в своих произведениях. Его краски более темные и насыщенные, чем у Пикассо и Брака, несут определенную смысловую нагрузку и подчеркивают общую динамику полотна.
— Свою живопись Грис характеризует как «вариант плоскостной, цветной архитектуры», нацеленной на активное взаимодействие между художником и внешним миром. Многие работы Хуана Гриса, особенно поздние натюрморты, признаны критиками наиболее яркими шедеврами кубизма, его условной «вершиной».
1887
1906
1910 - 1913
1913
1914 - 1918
1919
1922 - 1924
1925 - 1927
1927
Хуан Грис родился 23 марта 1887 года в Мадриде, Испания.
По настоянию своих друзей переехал в Париж, где в поселился в знаменитом студийном комплексе Бато-Лавуар. Здесь он очутился в самом центре парижского авангардного искусства, встретился и подружился с Пикассо, Аполлинером, Джейкобом, Браком, а также Гертрудой Стайн. Чтобы обеспечить проживание, он также рисовал карикатуры и юмористические иллюстрации в нескольких парижских изданиях.
Начал всерьез заниматься живописью. В первых работах Грис во многом подражал стилю Пикассо и Брака, с которыми работал в деревне в предгорье Пиренеев. Однако очень быстро в его живописи начали появляться индивидуальные черты, характерные для дальнейшего творчества художника (в т. ч. применение нестандартных материалов). Художник впервые принимал участие в выставке «Салона Независимых», где представил работу «Посвящение Пикассо».
Начав работать в стиле синтетического кубизма, который стал его основным методом, участвовал в нескольких выставках в Барселоне, Берлине, Париже. Искусство Гриса было замечено его коллегами и критиками. Он заключил долгосрочный контракт с арт-дилером на продажу своих работ. Художник начал широко использовать различные текстуры в своих произведениях и работать в технике коллажа.
Во время Первой мировой войны проживал преимущественно в Париже. Так как его арт-дилер вынужден был бежать в Швейцарию, художник остался без средств к существованию, и смог продолжать работать благодаря помощи Пикассо, Матисса и Стайн. После знакомства с Жаком Липшицем (1917 г.), заинтересовался скульптурой. Из-за бомбардировок Парижа Грис и его жена Жозетт отправились в Болье-ле-Лош, где находились с апреля по декабрь 1918 года. В ноябре этого же года художник вернулся в столицу Франции.
В галерее Леонса Розенберга состоялась большая персональная выставка Хуана Гриса. В экспозиции были представлены 50 его работ, выполненных с 1916 по 1918 год. В 1920 году художник принял участие в «Салоне Независимых», а также в выставках, прошедших в Женеве, Дюссельдорфе, Брюсселе, Праге и Амстердаме.
После серьезной болезни художник смог продолжить творческую деятельность. Сергей Дягилев предложил ему создать декорации и костюмы для его балета, на что Грис ответил согласием. Сотрудничество художника с русским балетмейстером продлилось более двух лет.
На протяжении двух последних лет жизни мастер принял участие еще в нескольких выставках, создал иллюстрации для книги Гертруды Стайн «История любви».
Хуан Грис умер 11 мая 1927 года в Булонь-сюр-Сен, Франция.