Хелен Беатрис Сондерс родилась в очень респектабельной семье адвоката, получила хорошее домашнее образование. В семье поддерживали рано обнаружившийся у девочки талант к рисованию, но благородным дамам семейства не позволялось работать.
1885 - 1963
Английская художница-авангардист, график-иллюстратор, тесно связанная с британским движением вортицизма. Вместе с Джессикой Дисморр составила «женскую» часть группы из 11 художников, поставивших подписи под Манифестом Vorticist. Хелен Сондерс публиковала свои художественные работы, а также поэзию и прозу в журнале «BLAST». Как представитель раннего британского абстракционизма она стала одной из первых в стране авторов, работающих в стиле, очень близком к нефигуративному, и достигла в этом определенных вершин, развивая персональный язык в русле идей сначала постимпрессионизма, а затем — «вихризма».
Немаловажным вкладом художницы в социальную жизнь страны стала ее активная поддержка борьбы за предоставление женщинам избирательного права.
Недолговечное вортицистское движение, первоначально часто рассматриваемое как «мускулистое» мужское дело, было поддержано двумя женщинами в столь инновационной и неотразимой манере, что до настоящего времени ни одна из ретроспективных выставок, посвященных этому англо-американскому движению, не обходится без их картин. Одна из самых крупных «Вортицисты: художники-повстанцы в Лондоне и Нью-Йорке, 1914-1918» (2011) экспонировалась не только в Соединенных Штатах и Великобритании, но и в Италии.
По словам Хелены Сондерс, движение представляло «очень разрозненную группу художников, каждый из которых разрабатывал свои собственные идеи под эгидой вихря».
Ключевые идеи:
— Художественное становление Хелен Сондерс начиналось в школе Ф. Слейда, однако уже ранние работы свидетельствуют о бунтарском характере дарования начинающей художницы. Она увлеклась манерой фовистов в самой ее грубой форме – очень толстые и словно небрежные контуры, чрезвычайно условные, часто «изломанные» персонажи.
— Присоединившись к чрезвычайно авангардному движению, художница использовала жесткую геометрию, к которой прибегали в большей или меньшей степени все художники-вортицисты. Только некоторые из картин и графических рисунков Сондерс были полностью абстрактными, а в большинстве были очевидны ли угадывались фигуры людей или реальные предметы.
— Для искусства художницы периода Vorticist присущи повторяющиеся, иногда неровные диагонали и перекрытия. Ценность своих чувств как главного эстетического импульса, о чем писал В. Кандинский, была важна для Сондерс, и это была почти диаметрально противоположная позиция к убеждениям идеолога вортицизма У. Льюиса.
— Главное отличие произведений Хелен Сондерс – в их удивительных, чаще интуитивных колористических решениях. Считавшиеся потерянными картины художницы времен «вихревой практики» обнаружились США — их автор отобрала для выставки в Нью-Йорке, так как считала законченными и достойными для представления британского авангарда в новом свете.
— В 1920-е годы художница отошла от позиций авангардизма и работала в манере, близкой к реализму. Картины следующих периодов, считают искусствоведы, не представляли такого интереса, как более ранние.
1885
1906
1912
1914
1915
1916
1917
1921
1956
1963
Хелен Беатрис Сондерс родилась в очень респектабельной семье адвоката, получила хорошее домашнее образование. В семье поддерживали рано обнаружившийся у девочки талант к рисованию, но благородным дамам семейства не позволялось работать.
Брала уроки в Школе изобразительного искусства Слейда, затем поступила в Центральную школу искусств и ремесел.
Участвовала в коллективной выставке сообщества «Friday Club». К этому времени интерес начинающей художницы к постимпрессионизму был очевиден, и ее дважды приглашали в качестве экспонента в Allied Artists’ Association.
Как одна из первых художников, работающих в беспредметном стиле, Сондерс экспонировалась в Whitechapel Art Gallery’s, где был организован вернисаж «Twentieth Century Art». В этом же году присоединилась к «Центру искусств повстанцев», который организовали У. Льюис и Э. Паунд, а также подписала в числе 11 художников Манифест вортицистов.
Как и вторая женщина-член группы Д. Дисморр, Хелен печатала в журнале «BLAST» свои стихи. В соавторстве с У. Льюисом работала над созданием фресок в зале Vorticist ресторана de la Tour Eiffel – встречи запечатлел в своем полотне, написанном в 1962 году, ее коллега и единомышленник У. Робертс. Участвовала в Лондонской выставке группы.
Присоединилась к сообществу художников «Лондонская группа», была экспонентом нескольких выставок этого объединения вплоть до начала 1920-х годов.
Работала над иллюстрациями ко второму и последнему выпуску журнала «Взрыв», экспонировалась в лондонской выставке Vorticist в галерее Доре и участвовала в выставке вортицистов в клубе Penguin в Нью-Йорке.
Приняла участие в выставке Лондонской группы. Художница отвернулась от авангарда, ее искусство стало более реалистичным и экспонировалось в более традиционном Холборн-арт-сообществе.
Несколько работ художницы были выставлены в ретроспективной выставке в под названием «Wyndham Lewis and Vorticism». Выставка, вдохновителем которой был Уиндем Льюис, вызвала негодование других членов группы, роль которых сводилась к определению «и другие».
После случайной смерти Хелен от отравления газом три ее акварельные работы были подарены Этель Сондерс, сестрой художницы, лондонской галерее Тейт. К сожалению, картины маслом, как более крепкие, сестра использовала в хозяйственных целях.